Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

13.02.2012 | Кино

Мадонна наносит ответный удар

Фильм W. E. предлагает альтернативную версию событий, изложенных в оскаровском хите «Король говорит!»

На просмотр фильма Мадонны W. E. (у нас он вышел 2 февраля и именуется «Мы. Верим в любовь») идешь с естественным предубеждением. Даже несмотря на то, что первый фильм Мадонны-режиссера «Грязь и мудрость», снятый три года назад, оказался весьма занятным. Наши критики — кроме одного, зато авторитетного — разнесли W. E. после Венецианского фестиваля в пух и прах, заявив, что эта апология пошлостей и вульгарных шаблонов, эксплуатирующая плебейский интерес к частной жизни королевских особ, обречена на осмеяние.

На www.imdb.com у W.E. позорный рейтинг 4,4 из 10. Не исключено, что фильм соберет урожай «Золотых малин» — у Мадонны за кинокарьеру их уже много, ведь те (на мой взгляд) закомплексованные шакалы, которые распределяют «малины» за худшие фильмы года, чаще всего заботятся не о том, чтобы вломить действительно плохим картинам, а о том, чтобы забросать камнями известных персон. И тем самым сделать себе рекламу. А известнее, скандальнее, наглее Мадонны пойди найди. Фильм W. E. обречен на поругание уже потому, что его режиссер — Мадонна.

Между тем фильм недурствен. Хорошего качества мелодрама. Конечно, ее можно упрекнуть в том, что это чересчур женское кино (хотя, что плохого в женском?). Конечно, в ней можно при желании найти вкусовые и логические нестыковки. Но достоинств куда больше.

1. Фильм хорош даже формально — монтаж, операторская работа, неожиданный контраст цветного и черно-белого, завораживающий саундтрек (кое-что из него с удовольствием бы записал). Действие перескакивает из прошлого в настоящее и обратно — и все переходы легки. В настоящем на нью-йоркском аукционе Sotheby’s идет большая распродажа личных вещей бывшего британского короля Эдуарда VIII и его американской жены Уоллис Симпсон (первые буквы их имен Wallis & Edward как раз и образуют W. E. — М. Ы. — так они совместно подписывались). Из-за скандальной женитьбы на Уоллис, которая прежде ужа два раза побывала в браке, Эдуард в 1936 году был вынужден отречься от британского престола. Одна из бывших сотрудниц Sotheby’s каждый день приходит на аукцион, поскольку заворожена судьбой Уоллис Симпсон — отнюдь не счастливой, а трагической — и проецирует ее на себя и свой нынешний разлад с неверным мужем. Ее взглядом мы видим фрагменты истории W. & E. — так фильм проваливается в прошлое.

2. Постепенно понимаешь, что W. E. — осознанная, причем жесткая полемика с получившем в прошлом году главные «Оскары» фильмом «Король говорит!» Все наоборот. В «Короле» Эдуард VIII выглядел слабовольным алкоголиком, не желающем перед Второй мировой войной взваливать на себя судьбы нации, а его американская любовница была показана корыстной шлюхой — именно таковой толпа считает и обзывает ее в W. E. В такой критической ситуации младший брат Эдуарда был вынужден заставить его отречься от престола, чтобы стать королем Георгом VI и, с помощью верной жены и опытного логопеда избавившись от заикания, возглавить нацию в годину борьбы с фашизмом. Но в W. E. именно Георг VI — слабак и подкаблучник. А вот Эдуард ответственно решает проблемы нации, но, как человек несвободный, подчиненный королевскому протоколу, правительству и англиканской церкви, вынужден выбирать между престолом и большой любовью. Как король, он не имел права жениться на американке, да еще дважды разведенке. И он выбирает участь не короля, а человека частного — подобно, между прочим, императору Хирохито из «Солнца» — третьей части сокуровской тетралогии о диктаторах, о которой мы только что писали.

W. E. не политический фильм. Но в нем много и политического — вызова британской короне. Мадонну прежде всего интересует то, на какие жертвы люди способны пойти во имя любви. В этом смысле взаимоотношения W. & E.  для нее образец, пожалуй, наивысших жертв, на которые люди высшего класса пошли во имя любви в XX веке. Жертвы женщины-американки вроде бы выглядят ничтожными по сравнению с теми, которые принес, отрекшись от престола, Эдуард VIII. Но фильм доказывает, что это не так. Именно она, связав свою судьбу с ним, лишилась всего: друзей, репутации etc. Да, они оба подверглись обструкции. На них, например, навесили ярлык «друзей нацистов» (Мадонна, романтизируя своих героев, уверена, что именно навесили, хотя тут история темная — изучайте подробности сами). Но ее подвергли куда большему остракизму. Для женщины — шлюха, это сами понимаете. Она впадала в депрессию. В фильме «Король говорит!» ничего, кстати, не говорится об их дальнейшей судьбе. А они ведь, оказывается, стали не только изгоями, но и изгнанниками. Ее не впускали в Англию с 1936-го вплоть до его похорон в 1972-м. Впрочем, с 1986-го (после ее смерти) они покоятся все-таки в Англии и по соседству: как герцог и герцогиня Виндзорские.

3. Вещи W. & E. — герцога и герцогини Виндзорских, которые в фильме продают на Sotheby’s, принадлежат Мохаммеду Аль-Файеду. Сразу начинаешь подозревать, что Аль-Файед в фильме не случаен. В итоге он объявится в нем собственной персоной. Имена принцессы Дианы и сына Мохаммеда Доди Аль-Файеда, вместе с которым Диана погибла в Париже при гонках наперегонки с папарацци, в фильме не звучат. Но явно подразумевается, что их свободу и любовь погубила все та же консервативная и лицемерная система британской короны.

Все та же страсть плебеев и СМИ преследовать любых людей-звезд, которые пытаются стать свободными, отдаться любви, вырваться за рамки сословных протоколов.

Общество и СМИ, по фильму, вольно или невольно давят, как клопов, людей истинно смелых, сильных и свободных. Если учесть, что именно Георг VI (тот самый король, который говорит), младший брат сброшенного им Эдуарда VIII, является отцом нынешней королевы Елизаветы II, которую многие до сих пор обвиняют в гибели Дианы, то можно сказать, что выпады Мадонны против британского королевского дома не слишком даже и закамуфлированы.

4. Фильм безусловно феминистский. А кто ожидал от Мадонны чего-то иного? Но, с другой стороны, мужики, почему феминизм не имеет права на существование? Вдобавок, при всем обилии плохих представителей нашего пола, обе главные героини (из прошлого и настоящего) в итоге находят себе настоящих ответственных и любящих мужчин.

5. Напомню о первой картине Мадонны «Грязь и мудрость». Она замечательна уже тем, что относится не к мейнстриму, а к независимому кино. Это фильм про то, как непросто человеку человеком быть. Особенно если он из богемы. Главный герой — украинский эмигрант, потенциальная звезда мировой пост-цыгано-кустурицевской эстрады, вынужденный пробавляться для заработка поркой гомомазохистов. Идеи фильма вроде бы вторичны: человек должен проложить себе путь между светом и тенью, низостью и мудростью. Но в картине столько экспрессии и юмора, что они искупают всё. Отдельная энергия  в том, что фильм сделан эксклюзивно для русских. Потому что главный герой, которого играет музыкант Евгений Гудзь из «Гоголя Борделло», так использует мат в английской речи (непонятный иностранной аудитории), что более смешного использования и не припомнить.

6. Забавно, что второй наряду с Эдуардом VIII достойный и ответственный мужчина в W. E. — тоже наш. На сей раз совсем уже русский — охранник Sotheby’s, становящийся идеальным мужчиной для той героини фильма, что обитает в современности. Его зовут Евгений Колпаков, а изображает его Оскар Исаак, и он похож на русского так же, как я, к примеру, на палестинца. Но что ругаться по этому поводу? Зато понятно, что Мадонна уважает именно нас — мужиков с русской речью. Приятно ведь, правда?



Источник: Московские новости, 1 февраля 2012,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.