Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

16.01.2012 | Кино

Девушка без жемчужной сережки

Мастер мрачных триллеров Дэвид Финчер экранизировал один из самых читаемых романов XXI века.

   

На новогодних каникулах  у нас вышел давно анонсируемый хит года — «Девушка с татуировкой дракона» Дэвида Финчера. Кому как не Финчеру снимать фильмы про маньяков? У него, можно сказать, сложилась своя маньячная трилогия: «Семь» — «Зодиак» — и теперь «Девушка».

Одноименный роман «Девушка с татуировкой дракона» шведа Стига Ларссона из заявленного им цикла «Миллениум» уже был экранизирован в 2009-м: режиссер — датчанин Нильс Арден Оплев, копродукция Швеции, Дании, Норвегии и Германии. Потом Оплев переложил с теми же актерами, но уже для телевидения и оба романа-продолжения. Все три части книжной трилогии есть в наших книжных магазинах. Все три части кинотрилогии еще год назад показали по нашему ТВ. Но многие ждали именно экранизацию Финчера — производства США, Швеции, Великобритании и Германии. Вот она наконец перед вами.

Финчер — спец не только по маньякам, патологиям и жанру триллера. Но и по любым психическим вывертам и психопатологическим играм (см. его фильм, который так и называется — «Игра»). Он любит эти выверты. Он их исследует. Единственная его оптимистическая картина «Загадочная история Бенджамина Баттона» — и та могла бы стать (если уже не стала) темой диссертации будущего доктора психологии. Еще он любит актуальные сюжеты. Так что «Девушка с татуировкой дракона», в которой он сам видит такие темы, как насилие над женщинами, особый вид извращенного мировосприятия, именуемый женоненавистничеством, а также коррупция, нетерпимость, фанатизм, глобализация, несовершенство правовой системы etc., стала для него как режиссера подарком судьбы.Но, с другой стороны, и

роману Ларссона повезло с Финчером.

Три повествования Стига Ларссона из цикла «Миллениум» (по замыслу автора, он должен был состоять из десяти романов) разошлись примерно в 50 странах тиражом около 70 млн экземпляров. Первая из книг серии «Девушка с татуировкой дракона» вышла в Швеции вскоре после ранней — в возрасте 50 лет — смерти автора, породившей конспирологические версии (их суть в том, что, будучи радикалом, социалистом и антифашистом, он умер не своей смертью). Экранизации двух оставшихся романов «Миллениума», уже осуществленные шведами с датчанами, в планах Финчера вроде бы не значатся. Сейчас он работает в несвойственном ему жанре — над энной в истории кино экранной версией романа Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой».

Он из тех не просто редких, а уникальных режиссеров (таких не только сегодня, но и во всей истории кино можно пересчитать по пальцам), кто относится к литературному первоисточнику с почтительностью, другие режиссеры считают должным переломить роман-первоисточник через колено. Чему подтверждением его знаменитая экранизация «Бойцовского клуба» Чака Паланика, в которую он внес только одну отсебятину — финал. Но зато такой финал, что Паланик наверняка обзавидовался: в нем любовная парочка террористов-голубков наблюдает с верхнего этажа, как красиво оседают вокруг в ночи подорванные ими небоскребы. Заметим ради справедливости, что Финчер предвосхитил события. Его «Бойцовский клуб» вышел в 1999-м. Башни-близнецы осели в Нью-Йорке два года спустя в точности так же.

Неудивительно, что толстенный, замедленный, отчасти медитативный (несмотря на ряд крутых сцен и резкое финальное ускорение) роман Ларссона Финчер экранизировал почти пошагово — с поправкой на формат коммерческого кино, которое, чтобы окупиться, не может длиться вечность (поклонники романа заметят в фильме некоторые несоответствия, сделанные ради того, чтобы ужать сюжет, но они непринципиальны).

Финчер и его продюсеры породили фильм длиной аж 158 минут. Но при этом еще сильнее акцентировали подтекст книги.

Если кто еще не читал, то «Девушка с татуировкой дракона» — роман о знаменитом шведском журналисте, борце с олигархами-негодяями, которого однажды подставили, подсунув ему разоблачительную информацию, оказавшуюся фальшивкой. В итоге он проиграл суд и, прячась от мира, который подвергает его обструкции, принимает предложение богатого влиятельного человека погостить в его глуши и покопаться в его семейной истории — чтобы понять, кто из семьи убил сорок лет назад его любимую племянницу, тело которой так и не было обнаружено. Журналиста по имени Микаэль Блунквист изображает нынешний Джеймс Бонд — Дэниел Крейг.

Его помощницей по воле случая становится девушка совсем уже неформатная — умница и суперхакер со странной внешностью, у которой свои проблемы: из-за ее собственных былых тайн-преступлений ей назначен государственный юрист-опекун — гад и извращенец. Девушку по имени Лисбет Саландер играет Руни Мара, которая до этого снялась у Финчера в «Социальной сети».

Два странных детектива-архивиста, между которыми возникает симпатия, постепенно приходят к выводу, что речь идет не о случайном одиночном преступлении, а о серийных убийствах. Вероятнее всего, у маньяка, который действовал давным-давно и, возможно, отошел в мир иной, есть наследник.

Так вот о сути. И роман, и фильм Финчера — об особой, как уже сказано, породе садистов-женоненавистников. Возможно, это самые громкие феминистские высказывания в массовой литературе и кино за последние годы — даром что порождены мужчинами.

Но в фильме феминизм еще и усилен — за счет особой трактовки главных персонажей. Персонаж Дэниела Крейга, осознанно (ради обмана зрителей) смягчающего свой образ крутого мачо Бонда, — интуитивный. Мужчина мыслит как женщина. Персонаж Руни Мара, женщины, — жесткий, рациональный. Ее сила — логика. Именно она тут мужчина. Что же, будем считать, что «Девушка с татуировкой дракона» Финчера не только триллер, но и гимн во славу современной эмансипе.



Источник: "Московские новости", 26 декабря 2011,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.