14.12.2005 | Колонка
Глобализация наоборотОфис будущего будет находиться в пяти минутах от дома
Пару месяцев назад я встретился после нескольких лет перерыва со своим парижским приятелем. Это только со стороны кажется, что нет ничего лучше, чем жить в Париже (правда, последние события изрядно подпортили и эту картинку) - парижане же, как и многие москвичи, лондонцы и прочие жители мегаполисов, мечтают о "возвращении к природе".
Итак, приятель купил загородный дом в Нормандии.
Как у любого занятого столичного жителя, у него нет времени на поездки по окрестностям для отсмотра вариантов; объявления в печатных медиа никуда не годятся, потому что не дают сколько-нибудь полного представления о доме, участке и окрестностях. Зато есть Интернет. Приятель нашел дом в онлайновой базе, тщательно осмотрел его там же, связался сначала электронной почтой, затем по интернет-телефону Skype с продавцом-посредником, договорился о частичном ремонте системы отопления, включив это в сделку, поделился (в онлайне же) впечатлениями с другими покупателями, присматривающимися к недвижимости в этом районе и, наконец, заключил сделку. В онлайне же.
Самого продавца он так так вживую и не увидел и даже не знает толком, как он выглядит и сколько ему лет.
Вы полагаете, что я собираюсь петь осанну продажам через Интернет? Вовсе нет - поздно уже, они вовсю используются довольно большой частью населения нашей планеты. Я просто хотел сказать, что покупка дома в том месте, где тебе нравится жить, а не в том, которое поближе к работе - не просто прихоть. Это, вполне возможно, часть процесса подготовки себя к тому миру, который уже скоро заменит собой мир нынешний - цивилизации "удаленной работы".
В сочинениях нынешних фантастов люди спустя сто лет или по-прежнему ездят в офис, тратя часы на бессмысленное времяпровождение в машине, поезде или самолете, или же работают каждый у себя дома, подключаясь к офису через компьютерные сети.
Мне кажется, и то и другое не вполне соответствует действительности.
Разумеется, даже нынешние технологии уже многим позволяют работать дома; а лет через 10 это будет и того проще. И все же человек - животное социальное.
Лишь очень немногое из нас, преимущественно завзятые экстраверты, могут на существенные периоды времени безболезненно вырывать себя из социального окружения.
Людям привыкли "для кого-то" одеваться, причесываться, стараться хорошо выглядеть, привыкли получать указания по текущей работе, ходить с кем-то в ближайший ресторанчик в обеденный перерыв или попить кофе в "перекур". С другой стороны, очевидно желание корпораций сокращать расходы за счет экономии на аренде помещений и содержании рабочих мест - офисная площадь в центрах мегаполисов постепенно становится чуть ли главной статьей расходов для многих бизнесов. С третьей стороны, люди с большим удовольствием не тратили бы два-три часа в день на перемещения "офис-дом" и ежедневное посещение задымленных мегаполисов; хотя при этом многие из них вовсе не желают десоциализироваться, заперев себя в четырех стенах наедине с компьютером и монитором, какими бы совершенными они ни были. Кстати, сложившееся сейчас положение на рынке труда и так-то десоциализирует общество - потому что наши коллеги по офису, которые могли бы стать нашими хорошими друзьями, живут от нас в паре часов езды, и вне работы общение с ними почти невозможно. А соседей мы толком не знаем, потому что они ездят на работу совсем в другой офис. Что же делать?
В свете всех этих факторов вполне вероятным станет возникновение в течение ближайших 15-20 лет локальных офисных центров.
Москвич может со спокойной душой переехать с Павелецкой в коттеджный поселок за Можайском, барселонец - с шумной Рамбла в какой-нибудь Ллорет де Мар, в собственный домик с бассейном рядом с морем, и т.д. При этом многие из них будут продолжать ходить на работу - в ближайший офисный центр, где за скромную арендную плату получат оборудованное рабочее место, с которого можно будет легко подключиться к виртуальному "главному" офису и к происходящему в нем рабочему процессу. Поход в такой офис будет выполнять все функции нынешней поездки на работу - человек будет держать себя в форме и продолжать выглядеть человеком, а не существом в халате перед домашним монитором, питающимся привезенной курьером пиццой и пивом. Только дорога будет занимать пять минут и рядом (пусть и совсем на другого работодателя) будут работать близкие соседи, общение с которыми можно продолжить и после работы. Вполне вероятно, что именно такое разделение реального и виртуального офиса (то есть того, на какую компанию мы работаем и где при этом физически находимся) поможет многим избежать цивилизационного стресса, чувства одиночества и заброшенности - нынешнее же представление об удаленной работе, если будет реализовано, означает превращение человечества в набор несчастных и изолированных друг от друга индивидуумов, жертв глобализации.
Правда, вне всякого сомнения, описанный сценарий годится максимум на ближайшие полвека.
На следующем витке развития цивилизации удаленная работа стремительно обесценится. По мере развития технологий и исскуственного интеллекта люди, занятые генерированием и обработкой информации (то есть, по сути, ботльшинство офисных работников) будут постепенно вытеснены искусственными созданиями и компьютерами - ведь уже сейчас некоторые рутинные процессы обработки информации компьютеры выполняют быстрее, качественнее и, главное, сутки напролёт. Примем как данность, что ручной механический труд (скажем, на заводах и фабриках) полностью отомрёт еще на несколько десятилетий раньше, чем человеческий офисный труд. В итоге человек будет востребован лишь на тех работах, где ценно не его умение обрабатывать информацию или завинчивать гайки (здесь роботы и компьютеры нас скоро обгонят), а сам факт того, что он - человек. То есть живое существо, умеющее проявлять сочувствие, теплоту и понимание. А такого рода работа редко когда может быть выполнена удаленно. В этой ситуации, впрочем, небольшие поселения, сложившиеся вокруг локальных офисных центров (или наоборот), с очень высокой степенью социальной вовлеченности своих жителей, тоже сослужат свою роль - в них проще и органичнее будет найти применение человеческим качествам и достоинствам.
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»