США
15.12.2005 | Кино
До слёзНемудреные коллизии в духе веселых мелодрам 50-х навязаны героям еще более немудреным.
День за днем Мирабель (Дейнс) стоит на третьем этаже лос-анжелесского универмага Saks, с тоской наблюдая, как филиппинские портнихи подгоняют вечерние платья на довольных шестидесятилетних дам. На Мирабель - скромный серый свитерок, темная юбка и неудобные туфли на каблуке; она не сказать, чтобы красавица, но чертовски мила и заслуживает лучших нарядов.
Чуть позже (тут вообще все происходит чуть позже, чем в заурядных девичьих драмах) мы узнаем, что Мирабель не занималась сексом вот уже 14 месяцев, что у нее есть рыжий кот и машина-фургончик, что она принимает антидепрессанты, рисует углем и слушает дэт-метал.
Торгует она, кстати, шелковыми перчатками по локоть - пожалуй, самым бессмысленным галантерейным товаром в мире.
Вскоре у Мирабель появятся два ухажера – безалаберный художник шрифтов Джереми (Джейсон Шварцман в своем вечном амплуа беспокойного романтика-недоучки) и престарелый миллионер Рей Портер (Мартин). Один обновит ей гардероб, выплатит кредит и сменит таблетки (кругленькие из баночки на овальные в ламинированной упаковке). Другой спасет от одиночества.
Это действительно смешное и настолько же печальное кино снято по одноименной книге комика Стива Мартина – он же и переписал ее в сценарий. Судя по закадровым вкраплениям авторского теста, возможно, что на бумаге история выглядела так же уныло, как книги Мадонны.
К счастью, в фильме Такера имеется спасительный трагикомичный диссонанс между словами героев и их лицами. Здесь все как в жизни: немудреные коллизии в духе веселых мелодрам 50-х навязаны героям еще более немудреным.
Обычные «маленькие люди» с толстоватыми лодыжками, длинноватыми носами, просроченными рецептами на диазепам и низкой самооценкой стараются, превозмогая смущение, сказать что-то ужасно, по их мнению, романтическое, вроде «Теперь я буду твоими часами». В сочетании с крупным планом незагримированных и, кажется, даже углубляющихся по ходу фильма морщинок на лицах влюбленных эти глупые обещания звучат и вправду искренне. Ужасно искренне. До слез.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.