10.11.2011 | Анимация
Мечты и воспоминанияБольшой фестиваль мультфильмов раздал призы
Закрываясь, Большой фестиваль мультфильмов раздал призы, судьбу которых на этом смотре традиционно определяет публика. По результатам зрительского голосования выбирают лучших в трех категориях: зарубежный фильм, российский фильм и детский фильм.
Принято считать, что приз публики — это всегда что-то очень попсовое и немного сомнительное с точки зрения искусства, получать его на фестивалях, где свой строгий выбор делает элитарное жюри, — что-то из разряда «стыдных удовольствий». Но в этом году, на мой взгляд, фестивальный зритель БФМ принял решение не хуже настоящего умного жюри, ни за один приз не приходится краснеть.
Разумеется, дети выбрали веселое кино: серию Олега Ужинова «Следы невиданных зверей» из сериала «Маша и медведь» отмечают на всех фестивалях, и хотя многие ругают дизайн, нелегко противостоять обаянию нахальной и шустрой девчонки, терроризирующей кроткого медведя. В зарубежных программах первый приз тоже получило кино вполне популярное, но отлично сделанное — австралийский компьютерный «Налларбор», о котором «Московские новости» не раз писали в репортажах с других мультфестивалей, — история о соперничестве двух водителей, мчащихся по длинному унылому шоссе. Зато второй и третий приз получили фильмы неочевидные. Вторым стал немецкий «Утка, смерть и тюльпан» (режиссер Матиас Брун) — экранизация известной детской книжки о том, как утка повстречалась со смертью. У нас на такие темы говорить с детьми не принято, а вот немцы считают, что это необходимо, и художник Вольф Эрлбрух с помощью совсем немногих слов и изящных, лаконичных картинок рассказывает, что смерть никуда не торопит, она добра и не стоит ее бояться. (Кстати, именно Эрлбрух автор давней и тоже экранизированной детской книжки про крота, который ищет, кто накакал ему на голову. Это опять совсем непривычный для нас познавательный сюжет, где ребенку рассказывают, кто из животных каким образом какает. Вполне парная история к нашей «Кто сказал «мяу».) Третья для зарубежных картин призовая кукла Анимаша ушла фильму «Путешествие на Кабо-Верде» — поэтическому путевому дневнику оживших зарисовок португальца Хозе Мигеля Рибейру.
Российские лауреаты БФМ, как и фильм, получивший приз критики, — совсем новые, для них фестиваль стал настоящей премьерой. Кроме разве что взявшей третий приз БФМ северной сказки Эдуарда Беляева «Девочка, которая порезала пальчик», что уже замечена фестивалями. Тут абсурдистский пластилиновый сказ сопровождается обстоятельным комментарием Николая Дроздова, отчего история о шестирукой великанше кажется реалистическим сюжетом из жизни обитателей экзотических стран.
Главный приз в отечественной программе взял буквально горяченьким принесенный с монтажного стола «Заснеженный всадник» Алексея Туркуса — воспоминание об отце, снятое с нежностью и мягким юмором. Надо сказать, режиссер задумал фильм об отце давным-давно, но снять его удалось только сейчас — целых семь лет, со времени своего знаменитого «Буревестника», Туркусу не удавалось делать авторское кино. Получился фильм о маленьком Леше, который, лежа в кровати, видел в свете лампы профиль своего уже весьма немолодого папы, играющего с самим собой в шахматы, и слушал враки о том, как тот был военным барабанщиком или разбойником. Сегодня огромное количество учеников архитектора Михаила Туркуса помнит его остроумие «с каменным лицом», но в воспоминаниях сына эти шутки превращаются в картины удивительных фантазий доверчивого ребенка — полки, марширующие по квартире, и папа-разбойник на коне, но в пижаме и тапочках.
Фильм, названный зрителями вторым (и оказавшийся вторым фаворитом критики), — музыкальный триптих «Праздник для слонов» Алексея Демина, автора картин с чудесной летучей и «дышащей» графикой. Первые два сюжета в фильме Демина — «Блоха» Мусоргского, страшновато спетая голосом Шаляпина, и «Король и лилипуты» Андрея Семенова на стихи Юрия Коваля — выглядят тут в некотором роде диссидентскими. Особенно про лилипутов, где за отказом крошечных подданных спеть королю свою песенку «Трали-вали-трулю-лю» следует их заключение в тюрьму, а потом побег и эмиграция на лодочке. Зато третий сюжет, собственно «Праздник для слонов» того же Андрея Семенова на стихи Юнны Мориц, — легкая и праздничная зимняя фантазия на музыку, которую, выходя из кинотеатра, очень хочется напевать.
Ну а приз критики получила грустная картина Светланы Филипповой «Где умирают собаки», снятая не в России, а на французской студии Sacrebleu. Фильм, выполненный в технике сыпучих материалов с помощью кофейного порошка на подсвеченном стекле, — о человеке, взявшем в дом щенка и воспитавшем его. История о женитьбе, рождении ребенка и уходе из дома, где остаются старенькие мать и собака, выглядит универсальной. Однако, по рассказам французского продюсера фильма Рона Дайенса, тоже приезжавшего на фестиваль и читавшего лекцию о создании и продвижении авторских фильмов, задумчивая, полная визуальных метафор, превращений и игры с масштабами картина Филипповой кажется французам очень русской и не всегда понятной. К счастью, наши зрители, как и критики, оказались чувствительнее. И из подборок с множеством веселых популярных лент они выбрали именно эту щемящую картину, полную чувства вины перед оставленными любимыми. И, выходя из зала, вспоминали своих старых собак, ушедших из дома, чтобы никто не видел, как они умирают.
«Рик и Морти» часто делает отсылки к популярному кино, и к четвертому сезону их становится только больше. Иногда создатели просто подмигивают зрителям, делая лишь отсылки-камео (например, монстры-фейсхаггеры в «Промортее» заимствованные, как и название эпизода, из «Прометея» Ридли Скотта ). Однако во многих сериях авторы умещают целые структуры из культовых фильмов.
Главные фестивали начала лета, не в силах больше обходиться без зрителей, начали делать первые шаги к выходу из карантина. Загребский Animafest в начале июня шел полностью «вживую», и пусть гостей было меньше обычного, восторг от «возвращения в нормальную жизнь» тех, кто смог добраться до Хорватии, с первого дня поднял градус фестиваля очень высоко.