20.07.2011 | Кино
Невский кинопроспектСанкт-Петербургский международный форум пока верен обещаниям
Кинофорум в Санкт-Петербурге на момент написания этого текста достиг середины. Автор этих строк уже писал, что это первая попытка в нашей стране сделать международный кинофестиваль, который в перспективе по значимости не уступит Московскому, но имеет иную концепцию. Она в том, что кинофорум не тщится соревноваться с Канном или Венецией. Это фестиваль: а) для публики и б) для города, ориентирующийся на киносмотры в Берлине, Торонто и Роттердаме. Пока публика и город вроде бы довольны.
Залы во всех семи кинотеатрах вдоль Невского проспекта, которые целиком или частично связаны с кинофорумом, полны или почти полны. Тем более что многие билеты бесплатны, а те редкие, что платны, стоят символически (по сравнению с кошмарно дорогими билетами на ММКФ). Несколько безумная идея показывать кино в разгар летнего дня на площади Искусств перед главной ареной фестиваля Михайловским театром (что можно разглядеть на экране при свете солнца? Оказывается, можно, если разместить экран правильно) — и та нашла своих почитателей. В скверике перед экраном даже в полдень, когда начинаются показы (там демонстрируют новое русское кино), успевают расположиться человек двести. Сидят себе на травке и смотрят.
Именно во время такого кинофорума понимаешь, насколько важно точно продумать фестиваль. Мы единственная страна из первой мировой десятки по кассовым сборам, в которой нет системы альтернативного проката серьезных фильмов. Настоящее кино можно найти только в Москве. Шутка ли, даже «Меланхолия» после всех скандалов идет на Невском всего лишь в одном зале на единственном сеансе в день! Да, киноманам помогает обмен мнений на качественных сайтах, и все же они дезориентированы. В этой ситуации надо думать даже о том, как именно назвать фестивальные программы. Как в байке про пароход: как мы его назовем — так он и поплывет.
Публика должна верить, что данная конкретная программа действительно охватывает некую значимую часть кинопроцесса. И если ты жаждешь быть в теме, то должен быть на сеансе.
Кинофоруму в этом смысле легче, чем ММКФ, потому что ему не надо, притворяясь Канном, устраивать обязательную конкурсную программу да еще делать вид, будто это самая значимая часть фестиваля (хотя всем понятно, что она самая ненужная). Но: кинофорум все равно организовал две конкурсные программы. Одну из них — «Новые территории» — оригинальной не назовешь. Такие программы нового кино (что-то получше, что-то похуже) есть на всех уважающих себя киносмотрах, но обратим внимание на жюри. Вот уж кинофорум постарался! В жюри что ни имя, то звездное (разве что замечательного продюсера Наталью Мокрицкую знают не все): дважды оскаровский лауреат художник и режиссер Роджер Кристиан, лицо французского кино Грегуар Колен, Орнелла Мути, культовые режиссеры Йос Стеллинг и Фридрик Тор Фридрикссон, работающая во Франции замечательная актриса Динара Друкарова, наконец, основатель форума Берлинского фестиваля Ульрих Грегор. Да это полноценное жюри фестиваля уровня Берлинского или Венецианского!
Вторая конкурсная задумка кинофорума более оригинальна: Best of the Best (название придумали президент кинофорума Алексей Герман и Светлана Кармалита). Тут соревнуются девять фильмов, уже отмеченных другими кинофестивалями, а их оценивает жюри из представителей некиношных профессий (во главе с профессионалом Рустамом Ибрагимбековым), в котором, в частности, тренер Татьяна Тарасова, журналист Светлана Сорокина и художник Вадим Захаров. Подозреваю, что выбирать этому жюри придется между «Охотником» нашего Бакура Бакурадзе, «Гавром» Аки Каурисмяки (фаворитом мировой прессы на последнем Каннском кинофестивале, которому там достался только приз ФИПРЕССИ) и роскошнейшим психологическим детективом иранца Асгара Фархади «Надер и Симин: развод», ставшим в этом году сверхтриумфатором Берлинале (главный приз плюс награды за лучшие мужской и женский ансамбли).
Из других программ кинофорума (не желая обидеть остальные) отмечу еще две, истинно вкусные по задумке. Конечно, было верно в год десятилетия атаки на башни-близнецы составить программу «Актуальное кино: терроризм. Кино на пороховой бочке». Тем более что за десятилетие появилось очень много злых, здравых, острых фильмов про терроризм. Программа качественная: могу об этом судить, поскольку многие фильмы видел раньше (все они заслуживают отдельных рецензий, увы, невозможных в рамках репортажа), в частности «Двойника дьявола» Ли Тамахори (он сегодня должен приехать в Питер на гала-показ фильма), «Карлоса» Оливье Ассаяса (о, наконец-то похвалим ММКФ — там этот фильм был тоже), «Дорогу на Гуантанамо» Майкла Уинтерботтома, сатиру на террористов-идиотов «Четыре льва» Кристофера Морриса, а также «Реку Лондон» — изумительную по тактичности драму авторитетного французского режиссера Рашида Бушареба, в которой английская деревенская мамаша, в жизни не видевшая чернокожих, и не говорящий по-английски французский негр-мусульманин, разыскивая своих пропавших в Лондоне детей, с изумлением обнаруживают, что те жили вместе как муж и жена и, вероятно, вместе погибли во время печально известных терактов в метро.
Посмотрел, кстати, еще один интересный фильм из этой программы — «Объединенную красную армию» японца Коджи Вакамацу, полудокументальную-полуигровую реконструкцию судьбы радикального студенческого движения в Японии, с трудом подавленного властями в начале 1970-х. Удивительно, как изменился терроризм всего-то за тридцать лет (если считать от 70-х до атаки на башни-близнецы). В 70-80-е никаких тебе мусульман, вообще никакого терроризма религиозного — только левый, знамена которого: интернационализм, революция, антибуржуазность, Мао. Японские студенты-экстремисты угоняли самолеты в Северную Корею, чтобы их там правильно обучили, в том числе тактике революционной борьбы. Наивные были времена!
Еще одна необычная программа «Неизвестное кино нулевых». Пять представителей кинокритического молодняка представляют зарубежные фильмы десятилетия, которые они считают гениальными, но неоцененными.
Фильмы — черт знает что такое (имеется в виду не то, что они плохи, а лишь то, что лично я ни про один не слышал). Но ведь это всегда увлекательно, когда выходит человек и начинает втолковывать тебе, будто ты сейчас увидишь то, без чего вся твоя дальнейшая жизнь осталась бы неполноценной. Вот и сегодня, 14 июля, очередной представитель молодняка будет впаривать публике очередной непризнанный шедевр. Начало в 22.20. Фильм длится 3.10. С учетом дискуссии дело затянется до двух часов ночи. А куда деваться? Пойду! Любопытно ведь! Да и ночи ведь пока еще белые.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.