27.06.2011 | Кино
Однажды в меланхолииАртистический мейнстрим в главных внеконкурсных программах
Основные внеконкурсные программы ММКФ традиционно сориентированы на недавние фестивальные хиты и громкие режиссерские имена. Это то, что называется фестивальным либо артистическим мейнстримом. Почти все фильмы, которые мы сейчас рекомендуем, должны выйти в наш прокат — «Меланхолия» фон Триера уже 7 июля. Но приятно посмотреть их первыми.
Главными внеконкурсными программами на ММКФ с годами стали «Гала-премьеры», «8 ? фильмов» и «Вокруг света». Из «Вокруг света» автор этих строк по размышлении решил пока не выделять ничего. Там есть картины знаменитых режиссеров— «Лиссабонские тайны» Рауля Руиса, «Матери» Милчо Манчевского, «Прекрати разбивать мое сердце» Джонни То. Но с «Вокруг света» ничего заранее не угадаешь: работы, как правило, неровные. Лучше отметим те фильмы из других программ, за которые можно ручаться. Все они демонстрируются в кинотеатре «Октябрь».
«Артист» (Франция, режиссер Мишель Хазанавичус, «Гала-премьеры», зал 1, 26 июня в 23.15)— одна из сенсаций Каннского фестиваля. Немой фильм, стилизованный под ленты конца 1920-х, соединяет иронию над канонами дозвуковых комедий и мелодрам с уважением к ушедшей эпохе и ее звездам, многие из которых с появлением звука были моментально забыты. Соединение столь тонкое, что героям фильма с их преувеличенными страстями начинаешь искренне сопереживать. Жан Дюжарден более чем справедливо получил в Канне приз за лучшую мужскую роль.
«Карлос» (Франция-Германия, режиссер Оливье Ассаяс, «8 ? фильмов», зал 8, 28 июня в 21.00)— киноопус о знаменитом террористе 1970-1980-х Карлосе, он же Ильич Рамирес Санчес, который одновременно был наемником спецслужб Ближнего Востока, уже год с успехом ходит по кинофестивалям. К нам он добрался в сокращенной версии, которая, впрочем, все равно достигает почти трех часов. Но в прошлогоднем Канне демонстрировали версию, которая зашкаливала за пять. Неожиданно, что фильм, полный жестоких энергичных сцен, сделал Оливье Ассаяс, который прославился камерными драмами, а также сатирой на современное интеллектуальное кино «Ирма Веп».
«Однажды в Анатолии» (Турция, режиссер Нури Бильге Джейлан, «8 ? фильмов», зал 1, 29 июня в 21.30) — за эту картину Джейлан, к которому прилипло определение «турецкий Антониони и Тарковский», получил в мае свой второй Гран-при Каннского фестиваля. Первого он удостоился за фильм «Отчуждение». Замедленная и, как всегда у Джейлана, завораживающая (при этом не короткая — 2.40) история о том, как полицейские ночью возят по горным дорогам преступника (он забыл, где именно похоронил убитого им в пьяной драке человека), оборачивается философским детективом. Его главная загвоздка: можно ли предсказать свою смерть в точный день и час?
«Пина» (Германия, режиссер Вим Вендерс, «8 ? фильмов», зал 1, 27июня в 22.00, 2 июля в 21.00)— удивительный опыт в формате 3D, доказывающий, что его можно использовать для создания не только попкорнового кино, но и, например, фильма о великом балетмейстере. Стереоскопический эффект позволил Вендерсу передать глубину танцев, поставленных Пиной Бауш. Удивительно, но благодаря Пине и 3D мэтр Вендерс словно бы обрел - хочется выразиться штампом, - «былую режиссерскую мощь». Ведь после предыдущего фильма «Выстрелы в Палермо» даже преданные поклонники чуть было не забросали его тухлыми помидорами.
«Темнокожая Венера» (Франция, режиссер Абделатиф Кешиш, «8?фильмов», зал 8, 25 июня в 21.00, 26 июня в 13.15)— скандальный фильм от одного из самых известных французских режиссеров (автора «Кус-куса и барабульки») про судьбу африканки начала XIX века, которую — из-за ее особых анатомических особенностей— заставили выступать в Лондоне и Париже в шоу уродов, изображать из себя дикарку и т.д. В целом традиционный байопик. Но отдельные темы и сцены заставили ММКФ вывесить на своем сайте предупреждение, что он способен шокировать.
«У нас есть Папа» (Италия-Франция, режиссер Нанни Моретти, программа «Третий возраст», зал 8, 26 июня в 18.45, зал 7, 27 июня в 17.45) — отметим и фильм итальянского мэтра, угодивший в новую программу ММКФ. Смешная и печальная история о скромном кардинале, которого в ходе компромиссов избрали новым Папой Римским, а он возьми да и сбежи из папских палат и затеряйся в Вечном городе. Фильм тоже называли скандальным, он вызвал раскол мнений в Италии. Но это не сатира на католицизм. Это размышление о том, какие люди идут в большую власть. Судя по фильму, хорошие не идут никогда. Но черт с ней, с властью. Посмотрите на легендарного актера Мишеля Пикколи. Дело того стоит!
«Меланхолия» (Дания и др. евространы, режиссер Ларс фон Триер, «8 ? фильмов», зал 1, 1 июля в 22.00) — фильм о конце света (Земля сталкивается с планетой, которая в десять раз крупнее) замечателен тем, что он камерный: конец света глазами одной небольшой семьи. Потрясающий звук, который иногда пугает,— на сверхнизких частотах. Потрясающая по красоте увертюра из живых символических картин, положенная на музыку Вагнера, которая сразу объясняет, что Земля не спасется, и дело в том, как человеку в этой ситуации человеком остаться. Очередной — уже привычный для фон Триера — гимн женщине, которая сильнее мужчины. Кирстен Данст более чем справедливо получила в Канне приз за лучшую женскую роль.
«Мишень» (Россия, режиссер Александр Зельдович, «Гала-премьеры», зал 1, 26 июня в 20.00) — премьера одного из самых ожидаемых отечественных фильмов последних лет. Вторая после «Москвы» совместная, и вновь амбициозная, работа Зельдовича и писателя Владимира Сорокина. Фарс о новой тоталитарной России 2020 года, живущей за счет гигантской транзитной трассы (из Китая в Европу и обратно прут десятки тысяч фур), сопряжен с историей о трех мужчинах и трех женщинах, которые пытаются обрести вечную молодость и счастье, но иногда сами жестоко разрушают все и вся.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.