Мир Детства Медиа, 2011
Китти Краутер – бельгийская детская писательница и иллюстратор, с 1994 года она нарисовала и написала более 35 книг, а год назад за все свои заслуги получила премию Астрид Линдгрен – второй после Андерсоновской аналог Нобелевской, но для детской литературы. До премии о Краутер у нас ничего не знали, однако теперь издательство «Мир Детства Медиа» решило выпустить одну из самых ранних её книг – «Джека и Джима», коротенькую историю о дружбе дрозда и чайки. Можно надеяться, что теперь последовательно будут переводить и остальное: главным образом, конечно, хочется дождаться книжки «Alors?», чего-то вроде «В ожидании Годо» для воспитанников детского сада. Всю книгу всякие рисованные существа кого-то ждут, лаконично перебрасываясь вопросами-ответами с разных уголков страницы: «Ну и что? – Ничего. – А теперь что? – Всё ещё ничего. – Он уже пришёл? - Нет».
Но, может быть, выбор для публикации именно «Джека и Джима» из всех трёх с лишним десятков книг Китти Краутер, был продиктован не хронологией, а некоторыми предпочтениями издательства в отношении книг для самых маленьких.
Формат, в котором выпущены «Джек и Джим», нежная лаконичность иллюстраций, всё напоминает другую книжку, недавно вышедшую в «Мире Детства» - акварельную историю о поросятах Туте и Таме американской писательницы Холли Хобби. Но главное сходство, конечно, не в формате, и не в сюжете – он в обоих случаях довольно простенький, и точек пересечения у них не находится. Сходство, скорее, в том, что обе книжки можно описать как «трогательную историю о дружбе двух зверюшек одного пола», неизменно кажущуюся взрослым идиллией о совместном быте влюблённых геев. И хотя главным образом «Джек и Джим» всё же про расизм (родичи чайки Джима с негодованием относятся к его новому другу, чёрному дрозду Джеку – вспоминается, кстати, «Буатель» Мопассана), однако и тема гомосексуализма тоже маячит –
Джек и Джим поселяются вместе, пьют по утрам кофе, вместе читают книжки и, судя по картинкам, спят в одной кровати.
И это не домыслы: книга Китти Краутер в Европе подвергалась нападкам со стороны религиозных ортодоксов именно из-за почудившейся в ней гей-тематики. Десять лет спустя фундаменталистские и не очень группы ополчились уже на куда более очевидно дающую «уроки толерантности» детскую книгу опять-таки про зверюшек - «С Танго их трое», основанную на реальной истории двух пингвинов-геев из нью-йоркского зоопарка, вырастивших пингвинёнка по имени Танго. Вот, кстати, и следующий претендент на публикацию для «Мира Детства Медиа».
То, что у нас, хоть и с запозданием лет на 10-15 («Тут и Там» были написаны в 1997 году, «Джек и Джим» - в 1994), начинают издавать детские книги, которые являются даже не столько «уроками толерантности», сколько просто благостным описанием мира, в котором толерантности никого не нужно учить, очень обнадёживает – возникает иллюзия, что хотя бы на каком-то уровне граница между борьбой за свои права и гармоничным существованием в своих правах, наконец пройдена. В конце концов, и у нас был Голубой Щенок – но он никогда не пил по утрам кофе с другим Голубым Щенком.
Книжный сериал Евгении Некрасовой «Кожа» состоит из аудио- и текстоматериалов, которые выходят каждую неделю. Одна глава в ней — это отдельная серия. Сериал рассказывает о жизни двух девушек — чернокожей рабыни Хоуп и русской крепостной Домне.
Они не только взяли и расшифровали глубинные интервью, но и нашли людей, которые захотели поделиться своими историями, ведь многие боятся огласки, помня об отношении к «врагам народа» и их детям. Но есть и другие. Так, один из респондентов сказал: «Вашего звонка я ждал всю жизнь».