Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

27.06.2011 | Арт

В порядке общей очереди

Парадоксы и противоречия программы Венецианской биеннале.

   

Самое сильное внехудожественное впечатление первых дней работы 54-го форума искусств в Венеции— гигантские очереди всегда и везде. И в биеннальские кафе, и на кораблики вапоретто, что возят вас по каналам от выставки к выставке, и на экспозиции национальных представительств— в павильоны Джардини. Рекордсменом в этой теме стал павильон Великобритании, в который вам гарантированно пришлось бы стоять часа два, даже если вы примчались в Джардини к открытию (к десяти утра).

В павильоне размещена экспозиция Майка Нельсона— куратор павильона Ричард Райли назвал ее «паразитической инсталляцией». Восемь лет назад для Стамбульской биеннале Нельсон сделал очень подробную в мелочах модель некоего турецкого склада (промзоны) под названием Magazin: Buyuk Valide Han. Теперь этот же склад воспроизведен во всех своих клаустрофобных мелочах в Венеции. Апроприация места и контекста его существования— конек Нельсона. Двигаться в инсталляции трудно. Много каморок и закутков. Вот и хвост из посетителей гигантский. Волей-неволей эта инсталляция со своей очередью в свою очередь полемически заострила предложенную куратором биеннале Биче Куригер национальную тему.

Тема ILLUMInations предполагает реальное узнавание культур друг друга, погружение в чуждую традицию, работу над пониманием не привычных твоему сознанию смыслов? Или это умножение симулякров, тотальная декорация с тиражированием идей и умело сделанными пиаром, апофеозом которого становится километровая очередь?

Преизбыточная многословность инсталляции Нельсона проблему не решает. Так же как и не решает ее эффектный и понравившийся многим павильон Польши с опусом голландско-израильской художницы Яэль Бартаны «И Европа будет изумлена». Три фильма показывают различные аспекты темы возвращения евреев в Польшу. Существует организация «Движение еврейского возрождения в Польше» (JRMiP). Ее активисты агитируют более трех миллионов евреев вернуться на историческую родину предков, в Польшу. Интеллектуальной подоплеке движения за возвращение евреев и посвящены фильмы. В них вроде бы раскрываются исторические причины, включая холокост второй мировой, показываются отношения разных национальностей Польши друг к другу, демонстрируются агитационные обращения к молодежи, мало отличимые от кадр кинохроники жизни советского комсомола. Чем больше смотришь, тем больше ощущаешь неловкость и дискомфорт. Ведь эта очень больная, требующая хирургической тонкости отношения тема экспонентом павильона понята крайне двусмысленно, скорее как розыгрыш или (воспользуюсь словом кураторов павильона) галлюцинация. Что предлагается зрителю? Какую модель поведения выбрать? Игровую? Кощунственно. Всерьез? Не хватает доверия.

Еще одна выявленная на фестивале трудность национальной темы связана с герметичностью культурных традиций многих не частых в гостевом списке биеннале стран. Гаити, Южная Африка, Зимбабве предлагают такие пластические палимпсесты, которые разгадать подчас не сможет и профессор-этнолог.

Интересующийся традиционными культурами художник Влад Кульков поделился со мной суждением, что микст древности и поп-арта часто совершается не по законам новоевропейской интеллектуальной дистанции, а в продолжение древней культовой обрядности, когда сакральное просто растворяет в себе профанное. В общении с подобными сюжетами хотелось бы больше профессиональных комментариев кураторов.

Действительно, отмеченная в предыдущей статье редукция языковых систем становится спасительной сеткой координат, не позволяющей заблудиться во множестве визуальных и интеллектуальных впечатлений. Реализацией этой сетки координат в экспозиции являются для меня выстроенные во многих случаях простые, но точные пространственные системы. Некоторые из них в духе авангардного конструктивизма посвящены проектам изменения мира по плану здорового практицизма. В частности, турецкая художница Айзи Эркмен заняла комнату разноцветными трубами, в которых смоделирована система так актуального для Венеции процесса очистки воды. А израильская художница Сигалит Ландау вдвинула в павильон конструкцию из труб— прообраз моста, что может соединить израильскую и иорданскую стороны Мертвого моря.



Источник: "Московские новости", 7 июня 2011 года,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.11.2021
Арт

Вечные 90-е

Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».

Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.