10.05.2011 | Память
Хранитель русского авангардаПамяти Селима Хан-Магомедова
З мая в возрасте 83 лет скончался академик Селим Омарович Хан-Магомедов, исследователь, сохранивший для истории ни больше ни меньше – архив русского архитектурного авангарда. И не просто сохранивший. Спасенный лично им бесценный материал был им же систематизирован, введен в научную методологию изучения, каталогизирован, издан.
Огромное количество его книг, посвященных истории русского архитектурного авангарда, проблемам формообразования, мастерам, течениям, политическим и социальным аспектам жизни авангардной архитектуры, составили великий фундамент знаний этой культуры, которая признана миром, имеет значение планетарное. Этот фундамент возведен из книг «Архитектура советского авангарда», из монографий, посвященных великим направлениям
В авторском предисловии к настольной книге многих, к двухтомнику «Архитектура советского авангарда», Селим Омарович Хан-Магомедов вспоминает о нелегких поисках «нереализованного наследия». Которого, конечно же, больше, чем реализованного. По словам Хан-Магомедова, эти поиски, «обследование личных архивов и беседы с архитекторами старшего поколения помогли почувствовать саму атмосферу тех лет», - взаимоотношение архитектурных течений, концепций и отдельных людей. В свою очередь, благодаря книгам С.О. Хан-Магомедова эту атмосферу удалось транслировать читателю, зарядить его чувством сопричастности творческим идеям и страстям далекого прошлого, заставить переживать их каждый раз внове. Потому книги Хан-Магомедова - это и исследования, и летописи, и документальные свидетельства огромной эмоциональной силы. С уходом ученого подобных полифонических изданий о русском авангарде не предвидится. Низкий поклон и светлая память.
Цикл состоит из четырех фильмов, объединённых под общим названием «Титаны». Но каждый из четырех фильмов отличен. В том числе и названием. Фильм с Олегом Табаковым называется «Отражение», с Галиной Волчек «Коллекция», с Марком Захаровым «Путешествие», с Сергеем Сокуровым «Искушение».
На протяжении всей своей жизни Эдуард Успенский опровергал расхожее представление о детском писателе как о беспомощном и обаятельном чудаке не от мира сего. Парадоксальным образом в нем сошлись две редко сочетающиеся способности — дар порождать удивительные сказочные миры и умение превращать эти миры в плодоносящие и долгоиграющие бизнес-проекты.