28.04.2011 | Арт
Откуда что беретсяПять лучших экспозиций юбилейного Российского антикварного салона
На тридцатом Российском антикварном салоне, проходящем по 24 апреля в Центральном доме художника в Москве и подготовленном компанией «Экспо-Парк. Выставочные проекты», самое интересное — это узнавать перипетии судеб экспонатов.
В профессиональном общении антикваров происхождение предмета именуется французским словом provenance. Поскольку провенанс чаще покрыт завесой тайны, сбор знаний о нем подобен интригующему детективному расследованию.
В этом году точно есть, где развернуться любителям дедуктивного метода Шерлока Холмса. Многие стенды допустимо назвать «мини-музеями», настолько цельно и хорошо подобрана в них экспозиция. В общей сложности на 9100 кв. м разместились более 200 участников. Предсказуемо высок уровень (и, что еще более важно, несомненен провенанс) давних друзей салона: галереи «Элизиум» (стенд посвящен теме Востока в работах художников первой половины XX века), «Галеев-галереи» (показаны вещи русских мастеров из собрания известных коллекционеров XX века), галереи «Частная коллекция» (произведения Михаила Нестерова из собрания ученицы Александры Трескиной), галереи «2.36» (диалог живописцев поставангарда тридцатых и незаслуженно мало известных шестидесятников). Галереи Sorgente, «Модус Вивенди» показывают хорошее западноевропейское искусство XVII — XIX веков. Единственная лондонская галерея, занимающаяся русской графикой рубежа веков и первых десятилетий XX столетия, галерея Джеймса Баттервика, выступает с отличной подборкой работ на бумаге Врубеля, Бенуа, Гончаровой, Петрова-Водкина, Дейнеки…
Отдельно — пять топовых экспозиций салона, выбранных мною:
1. «Живопись Италии XIV–XVIII веков из частных собраний Москвы». В рамках Года Италии в России ведущим специалистом по итальянской живописи ГМИИ имени А.С. Пушкина Викторией Марковой подготовлена экспозиция не хуже той, что можно увидеть в лучших региональных российских музеях. Из частных собраний столицы собраны картины старых итальянских мастеров. Среди имен: отец и сын Маньяско, Джулио Романо, а также Сенья ди Бонавентура, ученик великого изографа XIII — начала XIV века Дуччо ди Буонинсенья. В этой экспозиции тема provenance, происхождения, просто достойна отдельной книги.
2. «Александр Лабас. Избранное. 1920–1980». Огромная коллекция художника-пиита советской авиации и космоса принадлежит наследнице авторского права О.М. Бескиной-Лабас. Подборка настолько хороша и представительна, что может считаться полноценным продолжением персональной выставки Александра Лабаса открытой за углом, в Третьяковке на Крымском Валу, квартирующей в том же здании, что и ЦДХ. Отличие в том, что в Третьяковке сделан акцент на интерпретации Лабасом темы авиации, а в ЦДХ — темы космоса. Визионерские космические образы Лабаса с синеликими гуманоидами и качающимися инопланетными башнями предвосхищают и мир советских мультфильмов, и мир голливудских фэнтези («Аватар»).
3. «Музей вне музея». Галерея Г.О.С.Т. Название точно отражает специфику экспозиции. По листам графики, представленной из собрания клиентов инвестиционной компании «ВЕЛЕС Капитал», впору изучать русское искусство второй половины XIX — начала XX столетия. Пейзажи Алексея Боголюбова раскрывают его щедрый дар пленэриста так, как не способны те две-три живописные работы, что висят в залах главных музеев страны.
4. «Евгений Расторгуев. Итальянское путешествие». Галерея «Ковчег». Гуаши с итальянскими видами художника «предоттепельного» времени Евгения Расторгуева экспонированы наподобие раскадровки кинофильма Феллини или Висконти. Глядя на этот монтаж, понимаешь, что «постановка глаза» у Расторгуева в его итальянских впечатлениях была не менее точной, чем у его старшего современника Александра Дейнеки.
5. «Николай Терпсихоров. Живопись». Выставка подготовлена и издана дочерью художника Наталией. Обозревая экспозицию творчества одного из основателя социалистического реализма в изоискусстве, невольно думаешь о жизни традиции. В какой момент школа Юона в танцевальном ритме рождает стиль художника Терпсихорова? Возможно, это первая ласточка (точнее, грач) московского романтического концептуализма.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.