Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

20.04.2011 | Кино

Смех сквозь крики

Уэс Крейвен вернул на экраны одну из своих самых известных страшилок

Спустя одиннадцать лет Уэс Крейвен, которого принято относить к избранному кругу культовых режиссеров (именно он придумал «Кошмар на улице Вязов»), реанимировал «Крик». В эти дни «Крик-4» выходит почти во всем мире. Сценаристом новой серии, как и трех первых, сделанных с 1996 по 2000 год, стал Кевин Уильямсон. Ну что же, крика в «Крике-4» действительно много, причем пронзительного. Еще бы: двенадцать трупов.

«Крики», в которых некто с большим ножом и в кошмарной маске истребляет старшеклассников городка Вудсборо, произвели революцию в жанре хоррора. Она была воспринята публикой с такой теплотой, что Кевин Уильямсон стал на какой-то момент чуть ли не самым знаменитым сценаристом. Тем более что специализировался на жанре именно молодежного ужастика — это когда зло гоняется не за кем попало, а только за сексапильными девушками и их парнями. За считанные годы, кроме «Криков», он сочинил сценарии «Факультета» и двух «Я знаю, что вы сделали прошлым летом».

Революция заключалась в том, что ужас в «Криках» соседствовал с юмором — иронией над стандартами жанра. Крейвен и Уильямсон понимали, что жанр молодежного ужастика, столь популярный в 1970–1980-е, переживает кризис. И прежде всего потому, что породил штампы: персонажей убивают строго по очереди — от менее к более значимым, если кто-то на экране говорит «я сейчас вернусь», значит, его тут же садистски грохнут и т.д. Поэтому герои первого «Крика» постоянно обсуждали эти штампы, а также знаменитые фильмы ужасов: «Кошмар на улице Вязов», «Хэллоуин», «Пятницу, 13-е», «Восставшего из ада» etc. А убийца издевательски действовал в четком соответствии с жанровыми канонами и был никаким не маньяком, а циником, кромсавшим жертв ради самоутверждения, но прежде всего ради прикола.

Некоторые любители хорроров осудили «Крики» за нарушение классических норм. Но нельзя не признать, что Крейвен достиг двух целей. Во-первых, с помощью иронии преодолел-таки жанровые шаблоны. При всех хохмах «Крики» выглядят пугающе правдивым кино и не зря породили новый спрос на молодежные страшилки — их в 2000-е наснимали тучу. Во-вторых, развил идею Тарантино, который показал в «Криминальном чтиве», что современные люди сформированы массовой культурой и иногда теряют грань между кино и реальностью, ведут себя так, словно они персонажи триллера. По Крейвену, это прежде всего относится к подросткам, ведь именно они — главные потребители и жертвы насилия. «Крики» отличаются тем, что в разных сериях под одной и той же маской скрываются разные убийцы. Выходит так, словно не режиссер Крейвен делает сиквелы — продолжения своей успешной картины, а в самой жизни находятся люди, настолько завороженные модным преступлением, что жаждут сделать его сиквел.

В «Крике-4» мода на убийцу и саму по себе его маску достигает невообразимого размаха. Главная героиня Сидни Прескотт, которую по-прежнему изображает Нив Кемпбелл, спустя годы возвращается в родной Вудсборо, чтобы презентовать свою книгу о давнем кошмаре. Оказывается, она пребывала в депрессии и книга помогла ей преодолеть страхи. Но в городке веселье по поводу очередной годовщины резни. Для нового поколения старшеклассников — это увлекательная легендарная история. Тем более что удостоилась уже семи экранизаций под названием «Удар ножом». Новые молодые персонажи регулярно пересматривают эти фильмы. Тут Крейвен пошутил, будто первый из них (то есть фактически первый «Крик») якобы сделан Робертом Родригесом — интересно, он это с Родригесом согласовал?

Понятно, что посередине этого разгула и проливается свежая кровь. В эпицентре событий оказывается не только Сидни Прескотт, но и ее юная кузина, которую играет дочь Эрика Робертса Эмма Робертс. Поворот в том, что в соответствии с новыми веяниями многие персонажи записывают происходящее на компактные камеры. Так же действуют и убийцы (не будет прегрешением напомнить, что в «Криках» их традиционно двое). Кроме того, у убийц есть коварный план подставить других и выдать себя за единственных выживших жертв и таким образом прославиться. Ведь, как говорится в фильме, для этого сегодня не нужно никаких достижений — нужно, чтобы с тобой просто случилась какая-то хрень.

На сеансе «Крика-4» смеха больше, чем звучало на первых трех. Слишком много игры в штампы. Слишком много глупышек, которые просто напрашиваются на встречу со зловещей маской. Слишком беспечны полицейские (хотя их дискуссия о том, по каким признакам легко догадаться, что такого-то копа в фильме обязательно прикончат, весьма остроумна). Но Крейвен есть Крейвен. В какой-то момент вдруг замечаешь: а смех-то в зале затих! В финале публика опять хохочет, но уже по делу: истинно киноманский юмор. Сцена, как убийца себя калечит (тоже в соответствии с киношаблонами), чтобы выглядеть жертвой, и итоговая разборка в реанимационном отделении больницы достойны пяти баллов.

Кстати, не только убийцы пытаются подставить других. Крейвен с Уильямсоном тоже. Подозреваешь совсем не тех. Точнее, так: одного из живодеров, пожалуй, вычислить можно. Но второго вы не угадаете ни за что.



Источник: "Московские новости", 14.04.2011,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.