Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

28.04.2011 | Литература

Гномы…

... В сказке К.С. Льюиса "Хроники Нарнии"

Лев Аслан — герой знаменитых сказочных «Хроник Нарнии» протестантского английского философа и писателя Клайва Стейплза Льюиса (1898-1963) — отчетливо соотнесен автором с образом евангельского Христа.

Логично предположить, что и остальные персонажи «Хроник» каким-то образом участвуют в сопоставлениях, заданных ключевой аналогией сказки. Задача настоящей заметки показать, что это безусловно справедливо, по крайней мере, в отношении одного из племен, населяющих льюсовскую Нарнию.

Внешность типичного представителя этого племени описывается следующим образом: «Он был коренастый и широкогрудый, как большинство гномов, трех футов росту, а грубые рыжие борода и бакенбарды оставляли открытыми только крючковатый нос и блестящие черные глаза» (II, 26)*. Все гномы делятся на две разновидности — рыжих и черных: «Тот, кто хотел убить Каспиана, был Черный гном (волосы и борода у него были черными, тонкими и жесткими, как лошадиная грива). Звали его Никабрик. Другой был Рыжий гном с волосами, похожими на мех» (II, 48). И те, и другие гномы златолюбивы (черные гномы — до потери разума): глаза рыжего «гнома заблестели, когда он увидел богатства, лежавшие на полках (ему пришлось встать на цыпочки), и он пробормотал про себя: «Никабрику этого видеть нельзя»» (II, 72). И те, и другие — сообразительны и практичны: «...хотя кое-кто встречал гномов-негодяев, вряд ли кто видел гномов-дураков» (II, 28).

Различие между плохими и хорошими гномами задается их отношением к Аслану. Хотя именно гном был первым существом из тех, кого Аслан призвал на всеобщий совет при создании Нарнии (I, 75), далеко не все гномы служат Аслану и верят в Аслана. Особенно это касается тех гномов, которые озабочены исключительно судьбой собственного племени. «Среди этих зверей и людей должен быть гном, который должен проследить, справедливо ли обращаются с гномами» (II, 68); «...мои гномы приняли на себя главный удар и пал каждый пятый» (II, 111). Такие гномы легко готовы пойти на сговор с Белой Колдуньей (воплощение дьявольского начала в сказке): «Кто угодно или что угодно. Аслан или Белая Колдунья» (II, 55). «Я имею в виду силу, которая, если истории говорят правду, настолько больше Аслана, что держала Нарнию в чарах многие годы» (II, 115). Больше всего на свете черные гномы ненавидят полукровок, добровольно или подчинившись обстоятельствам вышедших из племени: «Я не чистокровный гном, во мне есть и человеческая кровь. Многие гномы спаслись в битвах и выжили, обрили бороды, одели ботинки с высокими каблуками и стали изображать из себя людей. Они смешались с тельмаринцами . Я один из таких, только наполовину гном, и если кто-нибудь из моих родичей, настоящих гномов, еще жив где-то в лесах, он, без сомнения, сочтет меня предателем и будет презирать» (II, 38). «— Фу, — фыркнул Никабрик, — гном-изменник. Ни то, ни се, серединка на половинку. Вонзить мой меч ему в горло?» (II, 61).

Однако именно гном-полукровка Корнелиус предстает у Льюиса одним из наиболее последовательных приверженцев Аслана.

Еще один отступник от общих правил в сказке Льюиса — гном Поггин. «Мне только сейчас удалось сбежать от остальных. Я с вами, государь, я на стороне Аслана» (II, 493).

Большинство других гномов, после наступившего в финале «Хроник Нарнии» закономерного апокалипсиса, согласно К. С. Льюису, добровольно принимают на свои плечи кромешный ад, ад духовной слепоты в неумении разглядеть подлинный лик Бога. «— Здесь нет темноты, она только в твоем воображении, глупец! — вскричал Тириан. — Выйди же из нее! — И, нагнувшись, он схватил Диггла за пояс и капюшон и вытащил из круга гномов. Но стоило Тириану его отпустить, как Диггл бросился на прежнее место, потирая нос и вопя:

— Ох-ох! Что вы такое делаете! Ударили меня о стенку, чуть нос мне не сломали.

<...> — Вот видите, — сказал Аслан. — Они не дадут себе помочь. Они выбрали хитрость вместо веры. Их тюрьма — в их воображении, но они — в тюрьме. Я не могу вывести их наружу, потому что они слишком много думают о том, чтобы не дать себя провести» (II, 545, 546).

Гномофоб Льюис или гномофил? Гномофоб — постольку, поскольку гномы ненавидят Аслана; гномофил — постольку, поскольку они любят Его.

Остается напомнить, что друг и антагонист Льиса Джон Рональд Руэл Толкин в одном из своих позднейших писем утверждал, «гномы — это своеобразные евреи Средиземья».                    

---------------------------------

 * Здесь и далее произведение Льюиса цитируется по изданию: Льюис К.С. Хроники Нарнии . М., 1992, с указанием в скобках № тома и № страницы











Рекомендованные материалы



Праздник, который всегда с нами

Олеша в «Трех толстяках» описывает торт, в который «со всего размаху» случайно садится продавец воздушных шаров. Само собой разумеется, что это не просто торт, а огромный торт, гигантский торт, торт тортов. «Он сидел в царстве шоколада, апельсинов, гранатов, крема, цукатов, сахарной пудры и варенья, и сидел на троне, как повелитель пахучего разноцветного царства».

Стенгазета

Автономный Хипстер о литературном стендапе «Кот Бродского»

В этом уникальном выпуске подкаста "Автономный хипстер" мы поговорим не о содержании, а о форме. В качестве примера оригинального книжного обзора я выбрал литературное шоу "Кот Бродского" из города Владивостока. Многие называют это шоу стенд-апом за его схожесть со столь популярными ныне юмористическими вечерами. Там четыре человека читают выбранные книги и спустя месяц раздумий и репетиций выносят им вердикт перед аудиторией.