Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

18.04.2011 | Архитектура

Рай в приказном порядке

Самый противоречивый проект великого архитектора Ле Корбюзье удостоился выставки.

Пожалуй, в творчестве патриарха европейского модернизма Ле Корбюзье не сыщется проекта более спорного, чем Чандигарх, - административной столицы штата Пенджаб, Индия. Авторы новой выставки сложность и противоречия феномена Чандигарх оставили без внимания.

Экспозиция «Ле Корбюзье. Чандигарх» разместилась со 2 апреля во флигеле-руине Музея архитектуры имени А.В. Щусева. По периметру руинированного зала развешаны фотографии Алексея Народицкого, фиксирующие современное состояние спроектированного Ле Корбюзье Капитолия (административного центра города). В отдельном кинозале показывают предоставленный парижским Фондом Ле Корбюзье фильм о Чандигархе. При входе на подиумах поставлены кресла, сделанные по эскизам архитектора – привет от спонсоров, мебельной фабрики Cassina.

Чандигарх строился на протяжении многих лет (пятидесятые – шестидесятые годы XX века). Город брал на себя ответственность за имидж новой, независимой Индии. Строительство курировал первый премьер-министр Джавахарлал Неру.

Ле Корбюзье удалось спроектировать несколько зданий административного центра: Секретариат, Дворцы юстиции и ассамблеи. С учетом того, что город проектировался с чистого листа, Ле Корбюзье разработал и план, - строгую геометрическую сетку.

Самый интересный экспонат выставки – англоязычный фильм, что показывается в изолированном зале. Он дает возможность понять архитектуру в движении и отдать должное большому пластическому дару Ле Корбюзье, способного организовать ансамбль по симфоническому принципу: с четкой внутренней структурой (вспомним «модулор» - разработанную мастером универсальную пропорциональную систему) и многоголосием различных тем (в композиции узнаются любимые Ле Корбюзье в послевоенный период волнообразные линии, крыши в виде раковин и шатров).

Благодаря фильму мы попадаем и во внутренние пространства зданий. Крутимся внутри раковин, мчимся между биоморфных колонн, любуемся изыском сочетаний отделочных материалов. В движении пространства эту архитектуру полюбить легче.

Фотограф Народицкий – хороший мастер документации памятников модернизма. Большой формат фотографий, изысканно найденные ракурсы тоже позволяют получить интересный пространственный образ Капитолия, визитной карточки новой Индии. Однако некоторая робость в общении фотографа с памятником присутствует. Многие планы статичны, словно снято на паспорт картотеки, логика композиций не всегда прочитывается, интерьеров нет (снимать в них не разрешили). Главное же – в фотоматериалах непроизвольно честно документируется убогое состояние памятника. И эта честность могла бы стать поводом серьезного осмысления в рамках выставки феномена экспортированной левыми европейцами в чуждую им цивилизацию утопии всеобщего благоденствия, рая в приказном порядке.

Архитектура Ле Корбюзье никак не считается с местными традициями жизни, укладом и бытом. Это абстракция жизни по канонам (модулю) интернационального модернизма, послевоенного стиля, которому Ле Корбюзье во многом дал жизнь.

Конкретная среда оказалась немилосердна к абстракции: облицовочный бетон крошится, трескается, окна выбиты, вторгаются чужеродные самодельные элементы, дома превращаются в руины. Несмотря на бодрый текст организаторов (куратор выставки Елена Гонсалес) о том, что, дескать, Чандигарх по сравнению с другими городами Индии чище будет, и семьдесят процентов населения грамотны, во многом экспозиция вызвана к жизни факторами отнюдь не оптимистическими. Ее можно рассматривать частью петиции обращения архобщественности в ООН с требованием защитить «осыпающийся» и разграбляемый город. Замысел организаторов поддержать Чандигарх – благородный, однако, перед лицом исторической и профессиональной правды честнее предложить глубокую перспективу зрения, а не плоский агитационный плакат.



Источник: "Московские новости", 04 апреля 2011,








Рекомендованные материалы



Топ года. Московская архитектура

Многие городские новости 2017 года были связаны не столько с архитектурой, сколько с политикой, общественным мнением, большими деньгами и другими аспектами, которые неизбежно усложняют обсуждение собственно архитектурных достоинств того или иного проекта. Но на фоне общего ажиотажа вокруг массовой застройки, были и более спокойные и позитивные архитектурные новости.


Московские окна

Для Москвы 2014 год был не слишком богат на реализованные постройки, тем не менее, мы отобрали 10 проектов, завершенных в этом году. В списке постройки самых разных типологий - жилые дома и офисы, гостиница и стадион, новое строительство и реконструкция, небоскребы и жилье экономкласса.