Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

06.04.2011 | Арт / Фотография

Чисто конкретное обаяние

Молодежные выставки фотобиеннале «МОДА И СТИЛЬ В ФОТОГРАФИИ» в ММСИ в Ермолаевском переулке

   

Выставки молодых российских фотографов в рамках фестиваля "Мода и стиль в фотографии" МАММ, открытые в Московском музее современного искусства, уникальны тем, что разрушают любые барьеры между художниками, их моделями и теми зрителями, кому в первую очередь экспозиции адресованы.

На вернисаже, что прошел в начале недели, случилось и вовсе не бывалое. Создалось полное ощущение того, что герои фотокадров вышли из рам и слились с посетителями, большинство из которых клубятся в самых модных местах, «упакованы» вполне диковинно и общаются расслабленно-игриво, с помощью хорошо отрепетированного языка субкультурной мимики и жестов.

Как их назвать? Хипстеры, быть может? «Винтажные» альтернативщики в вытянутых свитерах, клетчатых узких штанах, очочках от Боба Дилана… Или это служители ретрокульта 90-х, эпохи журнала «Птюч», шоу нон-стоп Андрея Бартенева и фильма Люка Бессона «Пятый элемент»?
Большинство выставленных серий принадлежит недавним выпускникам и даже студентам Московской школы фотографии имени Александра Родченко. Глядя на их работы, на них самих и на пришедших поддержать и потусить с ними друзей, непременно вспоминаешь великие мысли о природе фотосообщения Ролана Барта. Вот ведь как думал французский структуралист: все миметические (подражательные природе) искусства содержат в себе два сообщения — денотативное (аналог реальности) и коннотативное (способ думать о ней). Из всех видов искусства фото, по Барту, самое безусловное, незнаковое, показывает реальность, как она есть. Конечно, в этой денотативности, как оказывается, много лукавства. Режиссура комментариев, производство вторичных смыслов ловко притворяются бесхитростным взглядом на мир.

В конце концов, от этого обескураживающего своим коварным простодушием обмана зрения начинаешь уставать. Особенно на фотофестивалях: иногда у признанных фотографов с безупречной композицией, техникой, светом, монтажом отмечаешь наибольшую беспощадность к естеству и глазу зрителя. Думаете, видите жизнь, как она есть? Ан нет, это виртуозно сработанная инсценировка, маскарад.

На выставках в ММСИ нарочито выбрана стратегия выверта. Участники — авторы экспозиций вроде бы предъявляют себя и свое (от 16 и старше) окружение намеренно аффектированно, вычурно и театрально. Устраивают ретробалеты с моделями, крутящимися в залах в нарядах и позах, декадансной откровенности которых позавидовал бы сам Тулуз-Лотрек (проект Дарьи Марчик Dames). Подсматривают за жизнью самого ирреального циркового мира (Юлия Мильнер, «Цирк»). Ловят моменты, кадрированные по законам голливудской мечты (Юлия Лебедева, «Драйв»). Встраивают портреты в агрессивные, сулящие психозы, интерьеры (Апполинария Броше, «Осторожно»). Упаковывают собственное лицо в ящички и рамочки эпохи модерн (Анастастия Калеткина, «Автопортреты»). Следят за призрачно-масочным миром ночных стрип-клубов (Юлия Вакина, «Девушка VIP-зала»).

И вот что потрясает: из всей этой вывертности, «коннотативности» неумолимо прет такая незащищенная, нежная, не умеющая прятаться за прием искренность, что бартовская денотация бьет детонацией большого эмоционального взрыва, не конвертирующегося ни в какую условную, вторичную реальность.

Замечательный образ молодого «стильного» фото на фестивале создан Марго Овчаренко в ее серии «Серебряная рыба холодная вода». Много портретов вчерашних тинейджеров, модных, с пирсингом и цацками. Голенькие, они неуклюже жмутся друг к другу, с вызовом, а на деле — робко глазеют в камеру. Угловатые и беззащитные: по двое в основном — девочка и мальчик, иногда девочка и девочка, мальчик и мальчик. Фотопортреты их вытягиваются ленточкой по залу, узелками которой становятся два макроизображения, ее и его, и комментарии автора, Марго Овчаренко: «Я думаю, это последнее решение, которое я приняла, — позволить тебе чувствовать чище, чем я». Очень коряво, а бьет наотмашь.



Источник: "Московские новости", 31 марта 2011 года,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
28.01.2020
Арт

Конфета со вкусом революции

Чтобы привлечь внимание посетителей кураторы позвали уральского художника Владимира Селезнева. Специально для «Революции» Владимир разработал художественное оформление – четыре эскиза муралов для «Круглого зала» Ельцин Центра, где выставка расположилась.

Стенгазета
27.11.2019
Арт

Пришел на выставку — и вспотел

Участвовать предлагается в следующем: лепка пельменей; исполнение песен Аллы Пугачёвой акапелла; мытьё окон; стояние на горохе; разучивание асан и кадрилей; рисование на стенах и закрашивание рисунков на стенах; отправка писем в будущее; биробиджанская рулетка; прогулка в научный институт; нанесение татуировок по случайно созданным эскизам; прочее.