28.01.2011 | Арт
Опыт обновленной ВизантииВыставка к 650-летию Андрея Рублева, «иконописца преизрядна»
В архитектуре существует такой термин — «замковый камень». Он заклинивает арку и оформляется специально: монолитным блоком, часто украшенным скульптурным изображением головы льва. Это самая важная деталь конструкции. Благодаря замковому камню арка держится, здание стоит.
Творчество Андрея Рублева вполне можно считать замковым камнем российской культуры. Благодаря Рублеву возводится арка культуры, из Византии в Древнюю Русь, от античности к христианству.
Более того, имя Рублева — символ решения непростых проблем сосуществования Русской православной церкви и музейного сообщества. И Третьяковская галерея в этом пример. Ветхозаветная «Святая Троица» великого иконописца — тот же замковый камень, смыкающий арку между Церковью и Музеем. Раз в году, на Троицын день, икону выносят из музейных залов и ставят в храме Святителя Николая в Толмачах, домовой церкви музея. «Троица» участвует в богослужении. Выставка, что открылась в залах Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, приурочена к 650-летию «иконописца преизрядна», что согласно средневековым хроникам «всех превосходил добродетельным житьем».
Уникальность экспозиции прежде всего в ее фундаментальной научной подготовке.
Куратор Наталия Шередега эффектному и легкому пути демонстрации огромного архива икон приписываемых кругу Рублева предпочла метод тщательного поиска того, что доподлинно с именем мастера связано.
В результате все шедевры собраны в одном зале: иконы из иконостасов Успенского собора во Владимире, Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, списки Владимирской иконы Божьей Матери, Ветхозаветная Святая Троица, фрагменты иконостаса — Царских врат (единственный памятник, представленный из частного собрания), великий «Звенигородский чин» — деисусные иконы из Успенского собора на городке в Звенигороде (Спаситель, Архангел Михаил, апостол Павел). Отдельно выставлены маленькие частички цветных фресок из того же Успенского собора на Городке в Звенигороде, Благовещенского собора Московского Кремля, Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря, Рождественского собора Савино-Сторожевского монастыря в Звенигороде.
Эти фрагменты трудно оценить неподготовленной публике. Красочные частички — само смирение, символ подвига реставраторов, чей труд не рассчитан на сиюминутный успех и громкую сенсацию.
Смирение — пожалуй, главная тема и творчества Андрея Рублева, и сделанной в честь него экспозиции. Несмотря на то что в выставке участвуют лучшие музеи России (Исторический, Русский музеи, Московский Кремль, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Звенигородский, Сергиево-Посадский историко-художественные музеи), работ немного. Отбиралось только то, что прошло филигранную научную экспертизу. Историческое значение имеет издание к выставке лучшего на сегодняшний день 600-страничного исследования творчества Рублева, в котором приняли участие ведущие специалисты по древнерусскому искусству.
После посещения выставки убеждаешься: Андрей Рублев предстательствует за то, что именуется культурой Ренессанса. У итальянцев был Рафаэль, Леонардо и Микеланджело, в России — он.
Абсолютная гармония, чистота, звучание небесных сфер. Мир, в котором оживает то, что ушло безвозвратно: высокая эллинская, античная культура. Согретая светом христианства. Не так важно, какова сегодня степень авторского участия в видимой нами Ветхозаветной Троице, какова доля позднейших записей и поновлений. Композиция, ритм, пространство свидетельствуют о той вершине понимания образа, что являются эталонными и были признанными таковыми еще в Средние века.
Знаменитый искусствовед Игорь Грабарь писал в прошлом веке о том, что Феофан Грек «привез в Россию богатейший опыт обновленной Византии». Бывший учеником Феофана Андрей Рублев этот опыт перенял с гениальным смирением.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.