Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

28.01.2011 | Театр

Без опоры

Миндаугас Карбаускис поставил «Будденброков»

«Будденброки» в Молодежном театре несколько озадачили. Миндаугас Карбаускис поставил их в настолько традиционном духе, что как-то даже теряешься, пытаясь понять, для чего этому достаточно молодому и очень признанному постановщику понадобилась такая вызывающая несовременность режиссерского хода. Карбаускис сам сделал инсценировку огромного романа, превратив его в череду эпизодов, строго располагающихся от детства главных героев -  Тони, Тома и Христиана - до заката дома Будденброков. Декорации Сергея Бархина рисуют абрис дома-церкви, и сам спектакль выглядит, как схема романа с фрагментами, четко отбитыми репликами-ремарками: «так сказал такой-то герой в таком-то году».

Карбаускис всегда умел удивить выбором материала, сам факт постановки огромного эпического романа Томаса Манна поражает и  сейчас, но режиссерская трактовка внутри сочиненного им  конспекта романа состоит не в каком-то существенном переосмыслении или необычном повороте, а именно в отказе от полнокровности и деталей, в суховатом движении семьи от расцвета к гибели, размеренном, как по часам. Здесь есть, конечно, некоторые переакцентировки, но и они говорят о том же – что смерть этого дома была заложена в нем с самого начала.

Как и прежде (а в «Будденброках» особенно) в интровертных постановках Карбаускиса главное падает на актеров, и в этом смысле спектакль смотрится пока не очень ровно. Тем не менее, действительно хорош Илья Исаев – пытающийся сохранить основательность Томас, герой, взявший  на себя всю ответственность за поддержание традиций семьи и с самого начала раздавленный своим долгом. Отличны эксцентричные и совсем неузнаваемые два юных актера: Виктор Панченко – Христиан, неуравновешенный, эгоцентричный и нелепый. И Дмитрий Кривощапов, в прошлом спектакле Карбаускиса игравший юного влюбленного, а теперь - скользкого пройдоху Грюнлиха. Забавна бессловесная маленькая скрюченная служанка Ида – Татьяна Матюхова.

Но в целом этот спектакль в своем размеренном движении смотрится несколько заунывно. И единственное, что действительно не перестает держать интерес все эти три с лишним часа, - это мысль о том, что манновский роман о событиях середины девятнадцатого века, молодых героев которого режиссер одел в джинсы, действительно звучит сегодня очень современно. Не поверхностным созвучием, а самим ощущением, что из под ног уходит опора, которая казалась совершенно незыблемой – опора на традиции и правила, которые воспроизводились десятилетиями, а теперь враз рухнули.











Рекомендованные материалы


Стенгазета
19.03.2021
Театр

Игра в куклы, или о взрослом по-детски

Из древнегреческих богинь судьбы, прядущих нити жизни на веретене, никто еще не делал кукол и не селил в Петроградском районе наших дней. Сделать это решилась режиссер Александра Ловянникова в Московском областной театре кукол. Итак, три сестры-мойры командированы вышестоящим начальством в Северную столицу. Жизни петербуржцев замотаны в катушки, стоящие на полочках в доме мойр.

Стенгазета
03.03.2021
Театр

Обнажая разговор

Выйдя на сцену, женщина полностью обнажается, стремясь приблизиться к естественной наготе животного. Этим жестом она внешне уравнивает себя с ним. Летиция обращает к лошади монолог, эмоционально делится переживаниями и размышлениями. Она говорит о наболевшем — проблемах мигрантов, насилии и гуманизме — и о самом интимном — любви и сексе, — не опасаясь найти в коне пристрастного или осуждающего слушателя.