Ассоциация теле- и кинопродюсеров России предложила сайтам, на которых выложены пиратские фильмы, самостоятельно убрать их до 31 января 2011 года — иначе суд. В черный список попали почти триста сайтов, в том числе социальные сети и, разумеется, торренты, которые для большинства российских киноманов — единственная возможность скачивать и смотреть киноклассику, а также современное фестивальное кино.
Логика продюсеров понятна: они не хотят, чтобы у них воровали. Они создали реестр из трех тысяч картин, на которые обладают правами. Ясно, что в нем фильмы отечественные, тогда как с торрентов в основном скачивают иностранные. Тем не менее киноманы ждут, что торренты скоро накроются.
Разумеется, накроются. Разумеется, пиратство — это зло. Во всем мире идет борьба с незаконным скачиванием из интернета. Жоэль Шапрон, отборщик Каннского фестиваля и представитель Unifrance в Восточной Европе (организация, пропагандирующая французское кино), заявил недавно в Москве, что Франция станет первой страной, которая введет уголовную ответственность за интернет-воровство.
Почувствуйте, однако, разницу. Параллельно парижская мэрия вкладывает более ?2 млн в развитие системы артхаусных (то есть демонстрирующих некоммерческие фильмы) кинотеатров. Не в создание — в развитие: в Париже около ста таких кинотеатров! А Национальный центр кино разработал и вовсе грандиозную программу реконструкции полутора тысяч (!) кинотеатриков по всей Франции, которые тоже будут показывать неформатное кино.
В Москве же только три-четыре кинотеатра ориентированы на киноманов: «Пять звезд на Новокузнецкой», «35 мм», «Пионер» да цифровой подвальчик «Мир искусства». Хамски убит Музей кино, располагавший в 1980–1990 годы семью залами, его сегодняшняя деятельность лишь тень прежней. Но Москва и Питер еще жируют. Артхаусные фильмы, даже каннские лауреаты, зачастую выходят в наш прокат в одной-двух копиях и вообще не добираются никуда, кроме столиц. Даже в университетские центры: Нижний, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Томск. Кино по статистике — одна из самых популярных тем в социальных сетях. Но лучшие фильмы легально смотреть почти негде.
Лишить людей в такой ситуации торрентов — значит вообще оставить без кинокультуры, а главных киноавторов мира оставить без русской публики.
Пострадают и наши авторы: молодого отечественного кино, того, что берет призы за рубежом, в залах тоже не сыскать. А фильм Павла Бардина «Россия 88», который у нас не выпустили по политическим соображениям, и вовсе можно было посмотреть лишь в интернете.
Вы сначала обеспечьте нормальный доступ к кино, как во Франции, а потом уж принимайте карательные меры.
Иначе борьба с пиратством обернется борьбой с остатками культуры. И можно будет говорить о нарушении даже не прав потребителей, а гражданских прав. А то и о культурном геноциде.
Есть и другая сторона проблемы. В последнее время что-то не слышно об аресте крупных партий пиратских DVD. Между тем рынок пираток, особенно в провинции, несравним с рынком торрентов (который вообще не рынок, а так). Владельцы торрентов стараются вести себя корректно: если владелец прокатных прав погрозил им пальцем, фильма на торрентах нет. На пиратских DVD есть все и тут же — и классика, и артхаус. Можно найти полные собрания сочинений кого угодно — от Бергмана до Антониони. Обороты миллиардные. Полно на пиратском DVD-рынке и отечественных фильмов — чего же молчит Ассоциация теле- и кинопродюсеров? Поскольку известно, что рынок диких DVD крышуют серьезные структуры (собственно, те, кто крышует в стране все), то возникает подозрение, что нынешняя атака на интернет — это попытка извести конкурента, который предлагает то же, но бесплатно. И что удар по интернету приведет не к исчезновению пиратства, а к его еще более безнаказанному и наглому распространению.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.