ГМИИ им.А.С. Пушкина
03.12.2010 | Арт / Архитектура
Бескорыстное проектированиеВыставки архитектурных фантазий в Москве
Нет в мире более алчного искусства, нежели искусство архитектуры. Архитектура -- это всегда грандиозный бюджет, участие целых производственных корпораций. Это часто большая политика и большой бизнес. Где присутствуют две эти составляющие, там большая вероятность и третьей -- криминала. Не худо бы написать книгу -- историческое исследование, точнее, расследование воровства на крупных, удовлетворяющих государственные, имперские амбиции проектах, от античности до «осени средневековья» в нынешнем российском государстве.
Существует ли внутри архитектурного мира жанр, который чист и бескорыстен, не запятнан порочными связями с политикой, бизнесом, строительными корпорациями, откатами и распилом?
Такой жанр имеется -- жанр архитектурных фантазий, тех, в которых профессии архитектора и художника, который сам себе закон, синкретичны. Отрадно, что в столице открылись сразу две прекрасные выставки «бескорыстного проектирования». Одна -- «Золотой век архитектурной графики» (рисунки и чертежи из коллекции Сергея Чобана) в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Вторая -- «Выдуманный дом» (архитектурные проекты Игоря Шелковского) в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева.
Сергей Чобан -- очень хороший архитектор нового поколения. Это подтверждают его реализованные постройки (особенно в Санкт-Петербурге), мягко и бережно налаживающие диалог с культурным топосом и памятью места великих городов. Это доказывает его участие в российском павильоне Венецианской архитектурной биеннале с проектом «Фабрика Россия», который -- о, чудо! -- пожалуй, впервые был принят большинством членов архитектурного сообщества родного нашего отечества. Убедила тонкая и тщательная режиссура пространства, что в случае с экспозициями нашего павильона большая редкость. Наконец, это подтверждает изумительная выставка европейской архитектурной графики XVIII -- первой половины XIX столетия из личной коллекции Чобана. Уровень собрания таков, что его впору показывать в самых лучших музеях. Сегодня выставку эту принял московский -- изящных искусств. Когда архитектор вкладывается по полной (и средствами, и энергией ума и сердца) в коллекцию эталонных для новоевропейского зодчества материалов, он просто не может не вести с ними диалог и не стараться соответствовать. Иначе смотреть на них ему будет стыдно.
В собрании Чобана первостатейные графические листы лучших мастеров Европы: Суффло, Давид, Гюбер Робер, Каналетто, Пиранези, Кваренги, Леду, Персье... Представлены и архитекторы, и художники.
Закономерность эту объяснил во вводной статье каталога (качество издания которого приравнивает его тоже к едва ли не антикварным раритетам) профессор Владимир Седов: «Когда разные виды графики -- архитектурный чертеж, видовой и пейзажный рисунок -- стали демонстрировать тенденцию к сближению, тогда-то и наступил золотой век архитектурной графики». И этот самый синкретизм (синестезия) был достигнут к середине XVIII столетия. Когда разглядываешь изощреннейшие формы триумфальных арок, храмов, дворцов, сценографические фантазии и даже скромные, выполненные в технике сангины («красный мел») ведуты -- архитектурные пейзажи итальянских городов, восхищает сам образ пространства. Создается даже не пейзажная, а портретная композиция архитектурной среды, где каждый завиток капители, каждый картуш, каждая балясина вписаны в тончайший светотеневой рельеф. Получается живая мимика формы, ландшафт лица архитектуры. Эти прекрасные, совершенные лица влюбляют в себя сразу и навсегда. Оторваться от созерцания их невозможно.
Хороший архитектор всегда отличный художник, равно как и выдающийся художник не чурается возможности блеснуть мастерством проектного мышления.
Аксиому доказывает выставка архитектурных моделей Игоря Шелковского, что открыта до 21 ноября во флигеле-руине Музея архитектуры. Из дерева и картона художник создает выразительнейшие пластические модули, ассоциирующиеся с архитектонами Малевича, с макетами, созданными в студии великого теоретика формы, преподавателя Вхутемаса Николая Ладовского. Ничего лишнего. Работает сама энергия стереометрических фигур: цилиндра, конуса, пирамиды. Это протоархитектура, посылающая привет и авангардной скульптуре -- Ханса Арпа, например. В этой феноменальной чуткости к разным жанрам проектного мышления -- творческое кредо художника Шелковского, гуру неофициального искусства, издателя легендарного журнала, архива советского «нонконформизма», «А -- Я».
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.