Дирижер Владимир Спиваков
24.11.2005 | Музыка
Жанна Д´Арк на подиумеФанни Ардан выступила в Доме музыки в оратории Артюра Онеггера
Мистерия Артюра Онеггера о Жанне Д´Арк была сочинена по заказу эксцентричной миллионерши Иды Рубинштейн, обожавшей искусство и еще больше – себя в нем. Освоить ремесло актрисы или танцовщицы на профессиональном уровне она не смогла. Но не отдать должное ее вкусу было бы несправедливо.
В отличие от современных нуворишей, выбрасывающих деньги на банкеты, поместья, яхты, самолеты и прочее мещанство, Ида Львовна творила историю искусства, ангажируя композиторов и постановщиков топ-уровня. Михаил Фокин создал для нее балеты «Шехерезада» и «Египетские ночи», Дебюсси сочинил «Мученичество святого Себастьяна», Равель- «Вальс» и«Болеро», Стравинский- «Персефону» и«Поцелуй феи», Серов же запечатлел ее на знаменитом портрете.
Последним проектом Рубинштейн стала сценическая оратория «Жанна д´Арк на костре», написанная Артюром Онеггером на текст Поля Клоделя в1938 году и поставленная в1939-м.
Чтобы заказчица, которой к премьере было под шестьдесят, не испытывала затруднений, авторы представили историю Жанны как цепь воспоминаний героини, стоящей на эшафоте в ожидании казни. Рубинштейн декламировала текст, время от времени перебиваемый голосами брата Доминика, Девы Марии, а также голосами драматических актеров, хора и оркестра.
Затруднения поджидали не исполнителей, а постановщиков. В музыкальном отношении это сочинение любопытно, но все же не принадлежит к числу самых увлекательных опусов Онеггера (50-летие со дня смерти композитора отмечается в эти дни). Режиссеров и балетмейстеров оно соблазняло редко; единственной заметной постановкой оратории осталась экранизированная версия Роберто Росселлини с Ингрид Бергман в главной роли. Таким образом, уже сама идея поставить эту ораторию на сцене Дома музыки, осуществленная на фестивале «Владимир Спиваков приглашает…», казалась интригующей.
Модный режиссер Кирилл Серебренников и его постоянный художник Николай Симонов постарались не ударить в грязь лицом и прежде всего позаботились о том, чтобы заключить в достойную оправу примадонну спектакля – легенду мирового кино Фанни Ардан, приглашенную на роль Жанны.
Они окружили сцену белоснежным подиумом, разместив на заднем плане хор, по линии рампы – второстепенных действующих лиц, а на центральном пандусе – главную героиню. Трубы органа постановщики закрыли белоснежными экранами. На них проецировались то звездное небо, то каменные стены соборов, то экспрессивные кровавые, черные и фиолетовые разводы, рисуемые фломастерами в режиме онлайн. Пресловутый костер был изображен с помощью фейерверка, украсившего статичное действо ярким карнавальным эффектом, не противоречащем жанру, сконструированному с оглядкой на средневековые церковные и площадные мистерии.
Всего этого оказалось достаточно, чтобы удержать внимание публики на протяжении почти полутора часов действия и не помешать исполнителям. Фанни Ардан сполна удовлетворила все ожидания, обычно связываемые с понятиями «кинозвезда» и «французская гранд-дама».
Интонации ее красивого низкого голоса варьировались от завораживающе нежных до победительных. Ограниченная в движениях узкой дорожкой над головами музыкантов, пользуясь минимумом жестов, она тем не менее сумела пластически представить Жанну и растерянной деревенской простушкой, и гордой воительницей, и мученицей.
Партнеры Ардан - Дмитрий Назаров (Доминик), Кирилл Пирогов и Юрий Чурсин (другие голоса) аккомпанировали звезде достойнейшим образом, продемонстрировав артистизм и образцовое французское произношение. А маэстро Владимир Спиваков не только добросовестно продирижировал хором и оркестром, но и продекламировал начальные фразы клоделевского текста: «Жила девушка по имени Жанна».
После исполнения музыканты и директор ансамбля Виктория Коршунова свободно беседуют, легко перекидываются шутками с Владимиром Ранневым. Всё это создаёт такую особую атмосферу, которую генерируют люди, собравшиеся поиграть в своё удовольствие, для себя и немного для публики. А как же молодые композиторы?
Концерт Берга «Памяти ангела» считается одним из самых проникновенных произведений в скрипичном репертуаре. Он посвящен Манон Гропиус, рано умершей дочери экс-супруги композитора Альмы Малер и основателя Баухауза Вальтера Гропиуса. Скоропостижная смерть Берга превратила музыку Концерта в реквием не только по умершей девушке, но и по его автору.