24.11.2005 | Новости
Город солнцаВ фотогалерее имени братьев Люмьер открыта выставка Наума Грановского «Город солнца»
Кураторов этой выставки можно заподозрить в исполнении политзаказа — экспозиция, состоящая из идиллических видов столицы, открыта аккурат до дня выборов в Мосгордуму. И созерцание Военторга, гостиницы «Москва», прежней Манежной площади и т. д. не может не навести на определенные размышления. Но на самом деле целью проекта было вполне благородное желание отметить 95-летие автора, одного из самых известных советских фотожурналистов. Сам Грановский скончался двадцать лет назад, но его наследники предоставили авторские негативы, галерея отпечатала с них фотографии на специально состаренной бумаге — и вот она, Москва 1930-х — 1960-х, в почти аутентичном виде.
Едва ли применимо к черно-белой экспозиции блескучее определение «Город солнца», но название утопического трактата Кампанеллы передает не стиль, но дух снимков Грановского. Его Москва — идеальное творение, в котором нет места бедам, порокам, проблемам и недостаткам. Строгая, хочется даже сказать классицистическая, компоновка кадра, безупречность композиции, лаконизм и выдержанное спокойствие эстетики подчеркивают общий жизнеутверждающий пафос маэстро. Грановского можно было бы упрекнуть в лакировке действительности и идеологической ангажированности. Но как солдат на праздничном плацу, торжественно тянущий мысок, отличается от бегущего по полю партизана, так советский ТАССовский фотограф не похож на репортера перестроечных времен. Символично, что Грановский скончался в 1984-м году, унеся с собой эпоху и ее настрой.
Но при этом в исполнении своего профессионального долга он был похож как раз на партизана. «Не было крыши, которую не облазил бы Грановский», — шутили коллеги. Свои ясные, гармоничные ракурсы он выискивал с революционной отчаянностью Александра Родченко. Но достигнуть головокружения у зрителя, путающего верх и низ снимка, куда проще, чем довести того до истомы. Работы Грановского погружают тебя в нирвану. И ты ощущаешь себя в самом деле разморенным солнцем. Это не Москва — это Сочи какие-то. Элизиум и делириум. Но при этом строгий, дисциплинирующий, по партийному четкий. Черно-белый. Черно-белый город солнца.
25 апреля » прошла церемония награждения победителей Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век», (лучшие из них мы публикуем в рубрике "Нешкольная история" ). В этом году конкурсу исполнилось 20 лет.
В Москве, в День российской анимации 8 апреля, были названы лауреаты V-й Национальной анимационной премии «Икар». Церемония, которая всегда посвящена какому-то из знаменитых мультфильмов прошлого в этом году прошла в стиле мультфильмов Бориса Степанцева о Малыше и Карлсоне. Вели мероприятие идеолог премии, кинокритик Сергей Капков (он был «человеком в телевизоре») и актриса Юлия Сулес в роли Фрекен Бок.