28.07.2010 | Арт
Говорящие вещи века"Записки модистки" в Тольятти
Мода есть совокупность предметов материальной культуры, а не только мир глянца, быстро устаревающих гламурных журналов и рекламы. И как всякий культурный объект, легко поддается музеефикации и строгому анализу, которые открывают каким-нибудь босоножкам путь в вечность. Об этих ничтожных, низменных предметах из супермаркетов и бутиков рассуждали философы Ролан Барт и Жан Бодрийяр. Им посвящаются выставки и заумные журналы, а не только броские каталоги. Собственно, мода - зеркало общественных стереотипов, а не удачный способ выжимания денег из состоятельных карманов. Теперь это поняли и в России - достаточно вспомнить безумно успешный проект "Память тела", посвященный советскому белью. Недавно вышла книга Ольги Гуровой, посвященная той же теме с великолепным подзаголовком - "Между идеологией и повседневностью".
Всякий повседневный предмет является предметом для социологического размышления, если для этого есть интеллектуальный ресурс. У авторов выставки в Тольятти и у автора "Корсета" он, несомненно, есть. И они - искусствоведы, а не обозреватели моды. Поэтому мы и решили рассказать об их инициативах на полосе, посвященной искусству. Которое сегодня и есть социологический эксперимент, подкрепленный визуально. Так что размышлять о моде и посвящать ей выставки - это очень радикально.
В 2009 году Тольяттинский краеведческий музей стал победителем VI Грантового конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" в номинации "Технологии музейной экспозиции". Конкурс проводит Благотворительный фонд В. Потанина при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры. Музей выиграл грант на осуществление выставки об истории моды XX века "Записки модистки. Пьеса в 8 картинах с антрактом" (автор идеи Елена Налетова). Она открылась весной и продлится до конца года, занимая главный музейный зал. Экспозиция рассказывает о моде ХХ века, начиная с 1910-х и кончая 1970-ми годами прошлого столетия на основе материала, собранного в Ставрополе-Тольятти (Ставрополем город назывался до 1964-го). Именно "рассказывает" - почти все экспонаты "озвучены" голосами профессиональных актеров. Так что получился настоящий спектакль, длящийся на самом деле без антракта.
Выставка основана на коллекции из музейных фондов. Но при ее создании музей активно привлекал к работе городское сообщество. Началом стала акция в крупном торговом центре "Аэрохолл". В день рождения "Аэрохолла" музей встроил в торговую сеть восемь провокационных мини-выставок с обувью, одеждой, бельем и аксессуарами. Посетители торгового центра имели возможность увидеть уникальные музейные предметы рядом с современной одеждой и обувью, а также получали листовки, в которых музей выразил пожелания относительно подарков к объявленному Дню дарения. А в сам День дарения горожане подарили предметы, которые в дальнейшем использовались при создании выставки - женское и мужское белье, аксессуары, платья и даже антикварный комод.
Выставка "Записки модистки" построена следующим образом. Каждому десятилетию отведен свой подиум. Всего получилось семь таких блоков: 10-е, 20-е, 30-е, 40-е, 50-е, 60-е и 70-е годы ХХ века. Это семь "картин" выставки. На каждом из подиумов, представляющих собой маленькую отдельную сцену в виде выкройки (якобы сделанной модисткой, "хозяйкой" выставки), размещены экспонаты. Это не только костюмы, но и мебель или атрибуты эпохи. Мода, в понимании авторов проекта, - это не только одежда. Это и мировоззрение, и стиль поведения, и окружающие человека предметы. Поэтому для создания образа эпохи отобраны столь разные экспонаты. Человека на сцене нет - одни вещи и голоса актеров. Человек здесь только зритель. Чтобы подчеркнуть, что вещи являются главными героями, было заказано специальное оборудование - прозрачные манекены из оргстекла.
Так как большинство экспонатов - "говорящие", то никаких дополнительных путеводителей и экскурсий здесь не требуется. Посетитель сам выбирает себе маршрут движения. Каждый подиум активируется специальной кнопкой, нажав которую, любой желающий может услышать рассказ об истории предметов и времени их бытования. Для "озвучивания" были приглашены лучшие артисты из городского Молодежного драматического театра. В итоге создан своеобразный спектакль, непосредственными участниками которого являются посетители.
У каждой "картины"-подиума есть свое знаковое название. Например, "1930 - 1939. Общество энтузиастов" или "1970 - 1979. Общество индивидуальностей". И одежда эмблематична, будь то комиссарская кожаная куртка, военная гимнастерка или самопальные джинсы. Фоном для подлинных вещей стали ширмы, стилизованные под то или иное время - виньетки писем Серебряного века или обложки виниловых дисков Аллы Пугачевой.
В общем, перед нами не столько демарш тольяттинских краеведов, а очень тонкая и остроумная инсталляция, подлинное произведение современного искусства. Тем более что даже парижский Бобур выставляет сейчас машины и пылесосы в качестве артефактов - материальных свидетельств эпохи, не менее красноречивых, чем картины, фотографии и инсталляции. А в Тольятти красноречия хоть отбавляй, ведь платья и брюки буквально разговаривают. Правда, между собой, не реагируя на зрителя.
Мне лично так хотелось приобрести ботинки стиляги конца 50-х. "Да вы что, это теперь музейный экспонат", - строго ответили кураторы. Действительно, музейный. Откуда было взяться стилягам в Ставрополе?
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.