09.07.2010 | Кино
От Поланского до МихалковаРейтинг важнейших кинособытий от Юрия Гладильщикова
Кинорейтинги — это обычно списки фильмов. Но в 2010-м много важного и интересного успело произойти вокруг кино. The New Times составил cвой рейтинг наиболее значимых кинособытий полугодия, а также удач, разочарований, нелепостей, скандалов и обломов в киномире
События и нелепости размещены по возрастающей, от менее к более серьезным. Разумеется, у всех свои представления о значимости. Рейтинг субъективен. Это отчасти игра. Но в кинематографе и вокруг него все отчасти игра.
10 Отечественное кино стало сдавать на внутреннем рынке
Пять с половиной лет, начиная с июля 2004-го, когда вышел «Ночной дозор», и по декабрь 2009-го, когда появился «Аватар», российское кино торжествовало на родном рынке. Сейчас в десятке самых кассовых фильмов за всю историю российского кинопроката остались всего три отечественные картины: «Ирония судьбы-2» (она на 3-м месте, именно в 2010-м ее потеснили с 1-го места «Аватар» и «Шрэк навсегда»), «Адмирал» (он на 8-м) и «Дневной дозор» (на 9-м). Пятью самыми кассовыми фильмами 2010-го у нас стали голливудские, и судя по всему, тенденция сохранится. Тем более что в ближайшие год-полтора из-за кризиса, а также бардака с госфинансированием кинематографа, о котором The New Times писал не раз, нашего кино на экранах будет мало.
9 Роман Поланский ответил Америке из швейцарской тюрьмы
В феврале на Берлинском фестивале прошла премьера триллера Романа Поланского The Ghost Writer. По-русски это «Литературный негр» — человек, который пишет книги за других, но наши прокатчики (фильм появится на экранах в августе) предпочли более зазывное название «Призрак». В Берлине фильм вызвал фурор и получил приз за режиссуру. Не только потому, что все либеральные кинематографисты сейчас сочувствуют Поланскому, арестованному в Швейцарии по требованию американских властей. Но и потому, что фильм, сделанный в традиции политических триллеров 1970-х типа «Принципа домино» и «Трех дней Кондора», действительно захватывает. Любопытно и то, что Поланский словно бы предчувствовал ситуацию со своим арестом и заранее сделал этакий фильм-ответ, в котором объяснился в нелюбви к Америке. Суть его картины в том, что ЦРУ контролирует даже британских премьер-министров и само порождает террористов, чтобы в интересах продавцов оружия развязать потом антитеррористические войны. Так что в общем и целом фильм можно счесть антиамериканским.
8 Нелепая мода на фильмы-раскраски
Первый канал полюбил раскрашивать — причем самыми яркими компьютерными красками — черно-белую классику. Раскрашенные «Веселые ребята», показанные весной в золотой прайм-тайм, произвели впечатление удручающее. Из них вдруг поперло то, что не было заметно в оригинальном бело-сером варианте: старообразность и оголтелая советская идеология. Сторонники раскрашивания заверяют, будто оно делается ради привлечения молодежи. Дескать, та клюет только на цветное. Чушь какая-то, а не оправдание. В мире и сейчас снимается достаточно черно-белых картин. При нынешнем увлечении любительской фотографией многие, в том числе молодые, давно поняли, что черно-белое изображение, с игрой светотени, куда более стильное, нежели цветное.
7 «Как я провел этим летом»: наш первый большой международный успех за долгие годы
Впервые с 2003-го (когда «Возвращение» Андрея Звягинцева получило в Венеции «Золотых львов» за лучший фильм и лучший дебют) наш фильм взял престижные призы. Сразу три «Серебряных медведя» Берлинского кинофестиваля, входящего в главную тройку мировых киносмотров наряду с Каннским и Венецианским, получил фильм Алексея Попогребского «Как я провел этим летом». «Медведей» за лучшую мужскую роль вручили паре главных и единственных актеров фильма Сергею Пускепалису и Григорию Добрыгину, а еще одного «медведя» за художественные достижения — оператору Павлу Костомарову. «Новая русская киноволна», которую породили режиссеры, коим от двадцати с небольшим до сорока, похоже, становится серьезным природным явлением и даже чем-то типа бренда. Даром что многие ее не замечают. Байка: летим Аэрофлотом из Берлина, автор этих строк замечает в салоне Попогребского, находит старшую бортпроводницу и говорит: «Сделайте объявление — поздравьте режиссера. У нас таких призов не было давно». — «Нет, не можем. Есть очень четкие инструкции, что именно можно транслировать пассажирам». — «Да плюньте на инструкции. Режиссеру будет приятно. И пассажирам тоже — на фоне олимпийского позора (дело происходит как раз в феврале)». — «Нет, это запрещено». Эх, наша Раша. То бишь унзерес Руссланд.
6 Кассовый рекорд «Аватара»
Конечно, то, что сотворили с мировой и, в частности, российской публикой «Аватар» и его создатель Джеймс Кэмерон, не поддается никаким определениям. И неважно, нравится вам этот фильм или не нравится. За всю историю мирового проката лишь шесть фильмов преодолели кассовый рубеж в миллиард долларов. Причем четыре из них: «Темный рыцарь», «Алиса в Стране чудес», вторые «Пираты Карибского моря» и третий «Властелин колец» — преодолели едва-едва. То ли дело «Титаник» того же Кэмерона, который подобрался к $2 млрд — без $165 млн. Но «Аватар» собрал $2 млрд и почти $735 млн — втрое больше, чем любой из фильмов поттерианы, чем самый успешный из «Звездных войн» («Эпизод I») или, например, «Парк юрского периода» Стивена Спилберга. Почему именно «Аватар»? Что за массовое помешательство? Гадайте теперь. В России «Аватар» заработал, кстати, больше 114 млн у.е., почти в два с половиной раза больше, чем фильмы-преследователи. Эти цифры с ходу вывели Россию в ряд ведущих прокатных держав мира. И какой скачок: еще в начале 2000-х считалось достижением, если фильм добывал у нас 1 млн у.е.!
5 Жестокий провал «Утомленных солнцем-2»
Новые «Утомленные» должны были стать триумфом Никиты Михалкова. Чего стоил один только рекламный слоган «Великое кино о великой войне»! Премьера прошла в Кремлевском дворце. От нее отсекли неблагонадежную прессу, дабы чего лишнего не вякнула. Но у фильма сразу начались неурядицы. На просмотр не пришли первые лица государства (кто-то мудро посоветовал им не светиться на «Уэсе-2»), что с ходу поумерило промихалковский пыл ведущих телеканалов. Потом фильм обругали ветераны, на поддержку которых Михалков тоже рассчитывал. Потом оказалось, что на него не идет публика. Фильм был выпущен почти тем же тиражом, что и «Аватар» (более тысячи копий), но залы остались полупустыми. В итоге последняя, третья часть «Утомленных», которая должна была выйти осенью в государственный праздник 4 ноября, откатилась в прокате за ненужностью аж на 2011 год, уступив место «Брестской крепости». У Михалкова был шанс взять реванш на Каннском кинофестивале. Тогда бы все забыли про провал на внутреннем рынке. Но и в Канне фильм энтузиазма не вызвал. А главный идеолог Канна Тьерри Фремо и вовсе заявил по окончании фестиваля, что включение в программу «Утомленных солнцем-2» было ошибкой. Впрочем, не потому, что фильм плох. А потому, что до начала фестиваля успел выйти в прокат в ряде государств за пределами страны-производителя: в Казахстане, на Украине и в странах Балтии (где, кстати, собрал сущие копейки). А подобное противоречит регламенту Канна, которому требуются премьеры. Анекдот: в конце июня ВЦИОМ опубликовал результаты опроса россиян по поводу «Утомленных солнцем-2», которые говорят о невероятном зрительском успехе фильма. Каждый десятый россиянин его, оказывается, посмотрел. Каждый второй намерен посмотреть вот-вот. Всем он, безусловно, нравится, особенно старшему поколению (и это при уже известной негативной реакции ветеранов!). Что ж тогда фильм собрал всего 7 с небольшим млн у.е. (при бюджете — тут противоречия — то ли 40, то ли все 55)? Если его посмотрел каждый десятый россиянин, то он, при наших ценах на билеты, должен был заработать миллионов шестьдесят. Фантастический этот ВЦИОМ. Это как если бы эксит-полл провели через месяц после президентских выборов и он убедительно доказал бы, что все, оказывается, голосовали не за того, кого в результате избрали.
4 Канн сотворил нового супермэтра мирового кино
Каннскому фестивалю на роду написано формировать кинотенденции и режиссеров будущего. В 2000-е ему не очень-то удавалось творить новые имена, последним из открытий долго оставался Ларс фон Триер. Но наконец-то Канн новое имя сотворил — режиссер из Таиланда (страна становится новой знаковой кинотерриторией) Апитчапонг Вирасетакул. Еще недавно ваш покорный слуга не мог выговорить эти имя и фамилию. Но теперь пальцы сами собой и за секунду выщелкивают их на клавиатуре. Фильм Вирасетакула «Дядюшка Бунми, который умеет вспоминать свои прошлые жизни» взял в мае «Золотую пальмовую ветвь». Два уточнения. Первое: некоторые относятся к фильму с иронией, считая, будто режиссер нас попросту дурит, эксплуатируя сегодняшний западный восторг перед особой азиатской ментальностью. Режиссер, например, показывает, что в нашем мире присутствуют призраки и никого из нормальных людей, то бишь азиатов, это не только не пугает, но даже и не изумляет. Но сам-то он — азиат относительный. Учился в Чикаго. Прекрасно понимает, что именно из азиатских мифов востребовано западными интеллектуалами. Второе. Апитчапонга открыл не Канн. Еще в 2000-м его признала знаменитая нью-йоркская интеллектуальная газета Village Voice. А недавно его назвали самым перспективным режиссером галактики в ходе опроса фестивальных директоров.
3 Исход из михалковского Союза кинематографистов. Создание альтернативного киносоюза
Тут долго комментировать нечего. Ситуация подробно описана в The New Times.* * См. № 13 от 12.04.2010 г. и № 18 от 31.05.2010 г. Отметим, впрочем, что альтернативный союз обрел в последние дни конкретные черты. Право на его создание признал министр культуры. Учредительные документы отправлены по инстанциям. Автор этих строк, который также вышел из михалковского союза, был уверен, что никакого нового союза не будет. Ведь выходили из союза из протестных соображений. В частности, было стыдно оставаться в организации, глава которой прилюдно назвал своих противников наймитами трансатлантических сил (этак можно договориться до того, что они намеревались поджечь Рейхстаг, то бишь Кремль). Но одно дело — хлопнуть дверью (раз — и всё), другое — «ломаться» и тратить собственное время на создание новой общественной киноструктуры. Но похоже, есть люди, которые готовы «ломаться», хотя вполне успешны как творцы. Самый отчаянный из них — известный документалист Виталий Манский.
2 «Оскаровская» предсказуемость
В Голливуде каждый может стать обладателем «Оскара». Если не заслужить, так купить в сувенирной лавке
«Оскар» лишается интриги. Странно, что им еще интересуются лондонские букмекеры. Любой мало-мальски увлеченный кинопроцессом человек способен предсказать имена обладателей основных статуэток почти на сто процентов. У «Оскара» слишком много предварительных финишей (призы многочисленных гильдий американских критиков, награды профессиональных голливудских гильдий, британский BAFTA, «Золотой глобус»), которые почти не оставляют сомнений в том, кто именно в этот раз победит. Чтобы добавить интриги, «оскаровская» академия придумала в этот раз номинировать на главную статуэтку за лучший фильм года не пять, а десять картин. Но интриги не возникло. Потому что заранее ясно, какие из этих пяти дополнительных картин — лишние, статисты. А именно те, которые не номинированы на второй по значимости «Оскар» — за лучшую режиссуру: там номинантов по-прежнему пять.
1 Триумф 3D
Еще в 2009-м технология 3D оставалась явлением почти маргинальным. Но вдруг пошло-поехало. «Аватар» в 3D. «Алиса в Стране чудес» Тима Бертона в 3D. Все-все-все новые анимационные картины (причем не только голливудские, но теперь и отечественные) в 3D. Трехмерное изображение намерены использовать в новых проектах мэтр жанра ужасов Дарио Ардженто и мэтр эротических фильмов Тинто Брасс. «Маразм крепчает» на глазах. Более или менее массовое кино становится чистым аттракционом.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.