Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

12.04.2010 | Кино

Цветная архаика

Про раскрашенных "Веселых ребят"

После Штирлица и Золушки у нас покрасили Веселых ребят. Первый канал явно гордится раскраской – ее продемонстрировали не просто в прайм, а в золотой прайм-тайм: в воскресенье в 19.00. Создатели цветной версии уверены, что она привлечет молодежь.

Смотришь раскраску – и не сразу понимаешь, что же напрягает? А вот что: фильм стал выглядеть безумно архаичным.

«Веселые ребята» Григория Александрова, пожалуй, единственный наш классический фильм, который сделан в жанре мюзикла – в голливудско-бродвейском понимании термина. От фильмов с песнями и кинооперетт, которых в истории советского кино много, мюзикл отличается тем, что песня не тормозит развитие действия (остановились – попели – пошли дальше), а активно продолжает его. Кроме того, «Веселые ребята» - фильм новаторский. Там как минимум два сумасшедших куска: во-первых, начальный, длиной чуть ли не пять минут проход поющего пастуха Леонида Утесова со стадом по плотно населенному персонажами и гэгами пространству, снятый одним планом без монтажа (на самом деле, там есть одна монтажная склейка, но она замаскирована). Во-вторых, потасовка джазового оркестра во время репетиции, синхронизированная с музыкой, которую оркестр играет. «Веселых ребят» снимал оператор-революционер Владимир Нильсен, которого расстреляли в 1938-м по обвинению в контрреволюционности.

Показать бы на ТВ оригинальную версию фильма с пояснением, на какое именно новаторство обращать в нем внимание, - молодежь, которая сейчас склонна к киноманству, возможно, и впрямь бы клюнула. Но крашеные «Веселые ребята» угодили в чуждый для себя контекст. Они выглядят как проспект туристической фирмы. Небо – голубое. Трава – зеленая.  Море – аквамариновое. Лица – с приятным загаром. Все не просто компьютерно, а гламурненько.

При этом понятиям о гламуре никак не соответствуют немолодой возраст актеров, их лица, сам сюжет. Они из прабабушкиных веков. Вот и выходит: архаика.

Еще фильм стал похож на плакат. И тут вторая беда: из него поперла идеология. Всегда казалось: вот «Цирк» (следующий фильм Александрова) с его мотивом «я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек» - это уже выполнение идеологического заказа. А «Веселые ребята» - шутка. Да, ребята и девчата, которые академиев, консерваториев и вообще ничего не кончали (хотя уж Орлова-то, изобразившая домработницу, закончила все, что можно), показаны в нем более талантливыми, чем те, кто задается и метит в консерватории. Но раньше в этом виделась (как и в перекличке классово сознательного стада из коров, коз и свиней) легкая ирония Александрова над стандартами времени. Теперь же – плакат. Непредвзято посмотрев на него, делаешь однозначный вывод: это фильм о том, что интеллигенция – синоним мещанства.

Странно: опыт с крашеным Штирлицем не понравился многим. «Семнадцать мгновений весны» - графически выверенная картина; чего стоят одни только черные эсесовские мундиры на фоне белых стен. В цветном виде фильм ужасает, особенно если по параллельному каналу показывают какой-то другой стильный черно-белый шпионский фильм тех же лет: «Щит и меч» или «Мертвый сезон». Раздражают красные фашистские повязки, которые стали самым ярким пятном в кадре.

Эпизод, когда крашеный Штирлиц смотрит в кинотеатре черно-белую «Девушку моей мечты», которая на самом деле как раз цветная, стал притчей во языцех

Но дело продолжается. И уже не ограничивается покраской. Озвучена идея перевести «Экипаж» Александра Митты в формат 3D. Митта вроде бы вдохновился. Но он человек азартный, увлекающийся. Предсказать же результат нетрудно. Сейчас «Экипаж» - признанная классика. Автор недавнего компьютерного суперхита «2012» Роланд Эммерих воровал из него целыми эпизодами. Но в трехмерном виде фильм, сделанный в докомпьютерную эру, попадет в контекст «Аватара» и «Алисы в Стране Чудес». И тут-то все поймут, что технологически он наивный, несовершенный, архаичный. И чего его смотреть?



Источник: The New Times, № 10, 22.03.2010,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
30.04.2021
Кино

Не плачь, палач

Советовать кому-то «Язвы Бреслау» — это как рекомендовать молот для укладки рельс. То есть вещь, конечно, внушительная и крайне действенная, но только вам её, наверное, не надо. Потому что даже те, кто равнодушно смотрит хорроры вроде «Техасской резни бензопилой» и «Хостела», на десятой минуте этого фильма заёрзают, а к концу, вполне вероятно, убегут от экрана, зажав рот ладошкой.

Стенгазета
21.04.2021
Кино

Я зол!

«Белый, белый день» Хлинюра Палмасона снят на 35-ти миллиметровую пленку, и потому кадры получились зернистыми и насыщенными, у них есть некая «материальность», текстура, какую трудно передать через «цифру». Благодаря этой текстуре и художественной композиции кадра холодные пейзажи и интерьеры оживают в ярком естественном свете.