Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

15.03.2010 | Кино

Алиса и подпольщики

Записки из подполья

 Записки из подполья.

Оказывается, Алиса Льюиса Кэррола все перепутала. Мир, в который она провалилась сквозь кроличью нору, на самом деле не Wonderland — Страна чудес, а Underland — Подземелье. Он более мрачен, чем мы вместе с Алисой думали. Это выясняется в фильме Тима Бёртона «Алиса в Стране чудес», который вышел на экраны,

Принц Чарльз и тот прискакал на лондонскую премьеру пожать руку исполнителю роли Безумного Шляпника Джонни Деппу. Бёртон говорит, что не видел ни одной удачной игровой экранизации сказки Кэррола. «Сочетание: 145-летний бестселлер Кэррола, Тим Бёртон, Джонни Депп, Disney и 3D — делает наш фильм выдающимся событием», — утверждает продюсер фильма Ричард Занук.

Если вы надеетесь, что сюжет фильма Бёртона хотя бы отдаленно напомнит вам о старой доброй «Алисе в Стране чудес», то вас ждет разочарование. Кроме названия, имен персонажей и отдельных шуток между фантазиями Бёртона и Кэррола — ничего общего. Общие детали и те наперечет. Например, Алиса то уменьшается, то увеличивается в размерах, а Червонная Королева (в фильме она Красная Королева) вечно требует отрубить всем головы, во время игры в крокет использует вместо молотков фламинго, а вместо шариков — ежиков.

Дальше — сплошные несоответствия с первоисточником.

Бёртон перемешал между собой персонажей «Алисы в Стране чудес» и «Алисы в Зазеркалье», причем трактовал вольно. Например, Белая шахматная Королева из «Зазеркалья», не имеющая при этом никакого отношения к «первоисточнице» из сказки Кэррола, является тут младшей сестрой Червонной карточной Королевы из «Страны чудес». Королей, кстати, как не бывало. Мартовский Заяц стал натуральным террористом, швыряющим в головы встречных-поперечных все, что под нервную лапу ни подвернется. Алиса же оказалась 19-летней, что коммерчески расчетливо, учитывая средний возраст современной киноаудитории. Но это еще мелочи.

Алиса тут больше не живет

Главное, что в мире, в который попадает Алиса, — диктатура. Власть узурпировало Зло в лице упомянутой Красной Королевы. Поклонников книжной Алисы, которые помнят, что сказки про нее исключительно разговорные и строятся на игре слов, больше всего поразит то, что в фильме много боевых эпизодов, включая решающую грандиозную битву шахматных войск хорошей Белой Королевы с карточными войсками плохой Красной. Параллельно Алиса, облаченная в костюм Жанны Д’Арк и вооруженная волшебным мечом, сама сражается с драконом, известным в стихе внутри «Алисы в Стране чудес» как Jabberwocky, в наших переводах — обычно Бармаглот. Этот поединок должен предопределить исход событий.

Вопрос: ради чего все это натворено? Что режиссер пытался до нас донести?

Во время просмотра, когда на экране наворочено слишком многое, причины находишь только формальные. Да, фантазер Бёртон, вероятно, желал перефантазировать Кэррола — одна только улыбка его Чеширского Кота дорогого стоит. Да, как человек, который с юности увлекался анимацией и снял два знаменитых полнометражных анимационных фильма «Кошмар перед Рождеством» и «Труп невесты», Бёртон не мог упустить возможности сделать картину, соединяющую анимацию и игровое кино. Да, «Алиса» Кэррола не могла не привлечь его своей безуминкой. Как говорит сам Бёртон, обычно в сказочных странах есть Добро и есть Зло. А в «Алисах» даже хорошие персонажи слегка сдвинуты по фазе. И это свежо.

Кроме пчел и фантазий 

Именно эта фраза Бёртона про сдвинутость персонажей по фазе заставляет заподозрить, что фильм все-таки содержит в себе серьезное высказывание.

И что Бёртон тщательно замаскировал его от той публики, единственная цель которой — принести миллионы в кассы и ни о чем не задумываться.

Мы не уточнили, что в прологе фильм демонстрирует реальный мир, в котором обитает Алиса, — мир якобы викторианской Англии. Этот мир выглядит унылым, ритуальным и лицемерным. Именно от тоски такого мира Алиса уносится в погоню за необычным, одетым в костюм Белым Кроликом, отчего и проваливается в его нору.

Она, однако, проваливается в мир, который не менее уродлив. В «Трупе невесты» Тима Бёртона, сделанном несколько лет назад, подземный мир (там он был миром мертвых) на деле оказывался именно что живым, противостоящим затхлому, давным-давно протухшему земному миру. В его же «Алисе» этот подземный мир никак не живой. Это цирк уродов. Причем с очень специфическими наклонностями. 

Ни у кого в этом подземелье нет пары, что уже говорит о дисгармонии. Все — в единственном экземпляре. Не считать же парой толстяков Траляля и Труляля? Фактически единственная пара — Красная Королева с уродливой большой головой и лицемерно преданный ей Валет, но это та еще пара.

Белые — хорошие — в этом мире ненамного лучше плохих красных. Белая Королева — жеманная, холодная, ломучая. Настораживает, что губы и ногти у нее тоже красные, причем свой маникюр она почему-то настойчиво демонстрирует. Привет Красной Королеве!

Финальная битва Добра со Злом, героя с мечом (в данном случае Алисы) — с гадким Драконом столь часто повторялась в литературе и кино, что, похоже, это пародия.

Иными словами, все феерические выдумки Бёртона направлены на то, чтобы показать тем, кто оценит подтекст, что феерический мир «Алисы» банален и не заслуживает нашего внимания. В той же мере, что и мир реальный, викторианский.

Заметим кое-что еще. Персонажей с человечьим обличьем в Подземелье почти нет. Правда, на человека в этом мире похож Безумный Шляпник Джонни Деппа. Но и он ненормален — потому что, как кажется, он истинный политический оппозиционер, который к тому же обладает склонностью к самоанализу и не может не понимать, что быть политическим оппозиционером в стране цирковых уродов — само по себе идиотизм.

Короче, мэтр фантазий Тим Бёртон сделал фильм о том, что всё в мире дерьмо, кроме фантазий. Но и фантазии — тоже дерьмо.

И финальный отъезд героини из Англии в Китай, где она надеется найти новый идеальный мир (в чем Бёртон ее вроде бы поддерживает), выглядит в фильме очередной абсолютной — и кстати, безумной, в традициях Подземелья — утопией.



Источник: The New Times, № 08, 8 марта 2010 ,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.