В минувший четверг в здании ГТГ, что в Лаврушинском, состоялась презентация нового мультимедийного ресурса -- диска с полным каталогом живописных произведений Александра Иванова, хранящихся в Третьяковке и в Русском музее. Составитель электронного издания -- научный сотрудник ГТГ, доктор искусствоведения Светлана Степанова, реализация издания -- объединение «Мастерская художественного проектирования».
Радует простая структура и удобная форма общения с каталогом. В главном меню названия разделов; если их кликнуть, то можно будет посмотреть и каталог, и хронику жизни мастера, и попутешествовать по современной Италии, по местам, где был и творил художник.
Современная фотография, например, почвы у монастыря Капуцинов в Альбано сменяется созданным Ивановым в Альбано этюдом почвы у ворот церкви Святого Павла. То, что вдохновляло художника, восхищает и нас, сегодняшних.
Дизайн диска без вычурностей, не лишен элегантности. Внизу экрана главной страницы проплывают запечатленные Ивановым виды римской Кампаньи, ставшей прообразом библейской Палестины, места действия главной картины художника -- «Явления Мессии». Эскизы Иванова к разным монументальным полотнам меняются на большом поле экрана. Все разделы, на которые нужно кликать, расположены тактично под изображениями. Много гиперссылок: и на собрания, и на исторические сюжеты, и на персон, с кем общался великий художник. Каждую картину можно ощупать глазом в макроувеличении с помощью лупы. Сосканированные изображения (обработка Г.Б. Баранова) отличного качества.
Известно, что многие этюды Иванова двусторонние. В новом каталоге воспроизводятся и лицевая, и обратная сторона. Составитель Светлана Степанова шутит, что в каталоге виртуальном даже больше «единиц хранения», чем в реальном.
Для коммуникации с наследием знаменитого московского музея этот диск конечно же принципиальный шаг в будущее. Печатные каталоги-резоне собрания ГТГ издаются регулярно. Однако они выходят ограниченным тиражом, дороги, не доступны для многих образовательных институций (особенно в далеких районах страны). Новый диск -- подспорье в лекционных курсах, семинарах по истории искусства. Он стал второй створкой электронного диптиха о творчестве мастера. Первый, с каталогом графики художника, вышел два года назад. Можно сказать, виртуальный алтарь Александру Андреевичу Иванову Третьяковка сотворила.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».