V2, 2009
28.01.2010 | Диски
Без лишнего пафосаСолидный блюзовый хип-хоп в исполнении очередной дрим-тим
Как ни странно, в мире еще сохранилось некоторое количество музыкальных магазинов — и пока они живы, им, видимо, имеет смысл подсуетиться и завести у себя специальную полку «Супергруппы».
Чуть ли не каждую неделю какие-нибудь очередные значительные люди заключают пакт о дружбе и сотрудни честве, пишут пресс-релизы, намекают на вероятность неочевидного.
Маркетинговый смысл понятен: очевидно, диски, на которых налеплены стикеры с большим количеством примелькавшихся имен, еще как-то продаются (пользуются же повышенным спросом, скажем, сборники «Танцевальный рай»). Культурный, в общем, тоже: во времена-без-героев логично выбиться из общего ряда, взгромоздившись коллеге на плечи. Вот еще одна глава в этой заевшей истории: рэп-деятель Деймон Дэш, когда-то на пару с юным Джей-Зи основавший лейбл Roc-A-Fella, оказывается, последние 7 лет заслушивался тяжелой блюзовой группировкой The Black Keys — и в 2009-м созрел до того, чтобы предложить им совместный ангажемент. На огонек заглянули Мос Деф, Рэйквон, Ризза и другие авторитеты канонического хип-хопа; как обычно, к делу привлекли покойного Ол Дерти Бастарда; работа спорилась — и за 11 дней возник альбом нового ансамбля Blakroc.
Я изъясняюсь в несколько скептическом ключе, хотя на самом деле альбом получился сильный: тут есть, чем поднять публику на уши.
В самом по себе скрещении рока с рэпом нет ничего сверхъестественного, но у Blackroc получилось завернуть пару интриг. Во-первых, это любопытный альянс с расовой точки зрения: The Black Keys — белые люди, играющие обогащенный вариант архаического негритянского блюза; их напарники — столпы чернокожего хип-хопа; по итогам черные побеждают белых за явным преимуществом — и слава богу. Во-вторых, Blakroc отменно озвучивает ту нехитрую мысль, что хип-хоп и есть рок-н-ролл сегодняшнего дня — по крайней мере, с точки зрения драйва, грува, популярности и богатства.
Весь альбом записан как будто начерно — и оттого лишен пафоса; тут вправду ощущается атмосфера дружеского соперничества больших людей.
Гитары и клавишные убедительно инсценируют 70-е, море молодых колышет супербасы, уличные поэты читают про вечные проблемы; и есть во всем этом какая-то непринужденная мужская сила. Ко всему прочему, по «Blakroc» можно сравнивать риторические навыки вышеупомянутых хип-хоп-авторитетов — впрочем, побеждают все равно предсказуемые Рэйквон и Мос Деф. И еще одна деталь: в следующем году в продажу поступит линия автомобилей Chevy Camaro, сделанная в дизайне и с логотипом Blakroc. То есть с маркетингом у мужчин тоже все хорошо.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.