15.12.2009 | Арт
Молчи, молчи, художник!Вручены премии Кандинского за 2009 год
Независимая премия в области современного искусства -- премия Кандинского -- существует третий год. Два первых года можно назвать стартовыми. Главные победители ответствовали скорее не за артпроцесс как таковой, а за идеологическую конъюнктуру российского общества, в крайних ее формах. В 2007 году премию получил Анатолий Осмоловский, художник, известный своими неомарксистскими леворадикальными взглядами. В 2008 году победителем стал Алексей Беляев-Гинтовт, дизайнер евразийского движения, неоконсерватор, любимец олигархов и почвенников.
В 2009 году организаторы премии предусмотрительно ввели новую процедуру отбора номинантов с помощью экспертного совета. Это помогло поставить фильтр куда более адекватный. И в результате премия смогла наконец соответствовать территории собственно искусства.
Главным победителем в номинации «Проект года» назван Вадим Захаров. Его выставка No distance, что экспонировалась в новой галерее GMG, была посвящена исследованию того, что есть картина мира в знаках препинания, то есть жизни в определенной интонации и пунктуации. Одним из самых значительных объектов выставки был гарнитур «Святой Себастьян». По авторским эскизам Захарова изготовили мебель, повторяющую те формы тронов, башен, гор-лещадок, что мы видим на иконах с обратной перспективой. В эту мебель вонзились супрематические красные клинья из композиций Лисицкого.
По касательной и без внешних идеологических заноз художник соединяет три культурные традиции: иконопись, религиозное искусство Запада и авангард, конструируя из них пунктуационные палочки-полочки того гарнитура, который, по мысли мастера, являет собой «некую естественную, неповторимую фигуру времени и жизни».
Именно этот, созданный в контексте прославленного московского концептуализма, гарнитур и оказался победителем в нынешнем году. Что ж. Достойный выбор жюри. Хотя и конкуренты у Захарова были достойные: Николай Полисский и Павел Пепперштейн.
В номинации «Молодой художник» победил Евгений Антуфьев, уроженец Кызыла (Республика Тува). В галерее «Старт» он в уходящем году показал проект «Объекты защиты» -- хрупкая кунсткамера собственных эмоций. Реакция на великое многообразие мироздания: насекомые, растения, ягоды, мамины вышивки. Как говорит сам художник, «Защищенная модель существования» -- ранимая очень, очень выстраданная. Хороший проект. Премия в данном случае -- аванс на будущее.
В номинации «Медиа-арт», как и следовало ожидать, победили Аристрах Чернышев и Алексей Шульгин с проектом «Крити-поп». Сбесившиеся телевизоры, компьютеры, плазменные экраны, транслирующие внешний мир в модальности поп-арта и абстрактного экспрессионизма уже давно стали брендом двух художников. Сделано виртуозно. Критика общества потребления присутствует. Все отлично. Не оценить невозможно.
Результаты премии порадовали. Чего не скажешь о самой церемонии.
Если в прошлом году с нами пытались тупо шутить, то в этом, спохватившись, решили много и пафосно говорить. Критик Роберт Сторр читал лекцию о значении московского концептуализма в мировой культуре (банальность на банальности). Член жюри американская куратор Валери Хиллингс двадцать минут вещала о значении современного искусства (банальность на банальности, а переводчик, говорящий прямо противоположное произнесенному госпожой Хиллингс, удостоился отдельных оваций зала). Каждому художнику из номинантов зачем-то дали по пять минут экранного времени, чтобы они описывали свои работы в категориях «мысли о вечном». Они пыхтели, потели, сопели и все равно -- банальность на банальности.
Положение не смог спасти даже ведущий церемонии -- остроумный Леонид Парфенов. Тщетно он намекал на необходимость соблюдать хронометраж. Художники оказались на редкость разговорчивыми.
После того как публику изматывали с экранов номинанты, выходили вручанты -- художники, критики -- и тоже говорили-говорили-говорили (исключением оказался немотствующий Олег Кулик, по-деловому разорвавший конверт и без лишних слов произнесший имя медиапобедителя). Потом выходили лауреаты и тоже говорили пафосно и неловко. Как справедливо заметил член жюри Александр Боровский, Чернышев со своей речью против консюмеризма выступил в роли Чернышевского, а Захаров со своим «облитым горечью и злостью» обличительным спичем против косности артсообщества стилизовал себя под Савонаролу. Захотелось ответить, перефразируя пастернаковское: «Молчи, молчи, художник, иначе -- предашь сну!»
Одна отрада -- музыканты в паузах хорошие выступали: Леонид Федоров, лидер группы «АукцЫон,» и Владимир Волков, лидер «Волковтрио», исполняющего этноджаз.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.