Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

27.11.2009 | Арт / Концерт / Литература

К вечности на ниточке

Завершается фестиваль памяти Дмитрия Александровича Пригова

В субботу, 28 ноября, акустическим перфомансом «Новая книга песен» с участием Владимира Мартынова и Владимира Тарасова в театре «Школа драматического искусства» завершится масштабный фестиваль памяти Д.А. Пригова. Программа его была подготовлена Государственным центром современного искусства. Куратором выступил Виталий Пацюков. Фестиваль замышлялся мультимедийным. Чтения и «круглые столы» с участием литераторов и исследователей современной культуры чередовались с выставками, концертами, превращающимися в шедевры перфомативного искусства. Центральное художественное событие фестиваля - выставка Omnibus Rebus («Обо всех вещах»). Она удивительно тонко зафиксировала специфическое присутствие Д.А. Пригова в культурном пространстве -- ему можно подобрать слово «неуловимый».

Поэт, философ, художник -- он постоянно пересекал границы жанров и текстов, ставил под сомнение правильность линейного дискурса в принципе, предпочитал стратегию ускользания, исчезновения.

Символично, что в центре зала выставки была установлена визуально-акустическая инсталляция Владимира Тарасова «Ноктюрн для бумаги». На прозрачной сетке разложены листочки бумаги. К каждому прикреплена палочка. Снизу дует специально приглашенный ветер. Листочки трепыхаются, танцуют. Вот этот бумажный ворох, шорох как предчувствие рождения великого текста и оказался принципиальным для понимания выставки. На нескольких экранах показывали фрагменты фильмов, в которых Д.А. Пригов буквально «кажется»; мелькнул и исчез: вот он военный врач в германовском «Хрусталев, машину!», а вот человек за пишущей машинкой в лунгинском «Такси-блюз». А на другой стене Олег Кулик демонстрирует теневую проекцию с неосуществленной акцией Д.А. Пригова, который должен был читать свои тексты в поднимаемом по лестнице шкафу. А в темном кинозале порхает мультипликационная бабочка Андрея Суздалева -- фильм-посвящение, в котором бабочка-анигма облетает слова, стихии и исчезает за линией горизонта.

Эту тему постоянного проявления-исчезновения, семиотических скольжений, ускользаний и странствий поддерживали и другие работы: графическая серия «Следы существования» Леонида Тишкова, дадаистский видеопарад нежданно встретившихся предметов Владислава Ефимова.

Конечно же виртуознейшей кодой фестиваля являются два последних концерта-закрытия. В понедельник Ансамбль ударных Марка Пекарского сперва исполнял изумительной красоты экологическую музыку Джона Лютера Адамса, а затем обратились к акустическому перфомансу Льва Рубинштейна и Владимира Мартынова «Появление героя». Музыканты вели диалог с поэтом. Помогали им в этом совсем не банальные инструменты, как то маримба, вибрафоны, глекеншпиль, яванские гонги, пластинчатые колокола, темпльгонги. Медитативный образ действа о вечном ученике почему-то срифмовался с темой средневековых мистерий. Тоже странничество, странные вопросы.

В субботу фестиваль завершится не менее замысловатым диалогом между Владимиром Мартыновым и Владимиром Тарасовым. Музицирование двух мэтров также превратится в театр, где бегут границ. Так ведь Д.А. Пригов завещал.



Источник: "Время новостей" № 219, 27.11.2009,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.11.2021
Арт

Вечные 90-е

Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».

Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.