Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

21.11.2009 | Театр

На правах снежинки

В героях угадываются зарубежные жители - эмигранты, оккупанты и чиновники, но все-таки удается почти полное погружение

Иногда мытарства режиссера, у которого нет своей площадки, приносят постановке пользу. Пожалуй, именно так произошло с экспериментальным проектом режиссера Йоэла Лехтонена, включенным в программу фестиваля NET. Строгие пожарники сорвали первоначальные планы показа в заброшенном театральном зале ЦДРИ, и за неделю до показа нашелся новый вариант – 1 этаж башни Федерации. В результате впечатления зрителя начинались еще по дороге: название спектакля «Считай что ты - Бог» вертелось в голове при взгляде на башню, которую хотели возвести аж до самого неба, но некто послал кризис и помешал строителям. Настрой оказывался верным – как и другие постановки Лехтонена, эта обращалась к вечным проблемам, используя современный, почти документальный материал в виде притчи. Так же, как в его театральной версии «Чернобыльской молитвы» Светланы Алексиевич, спектакль составлен из коротких сцен жизни маленьких людей, объединяет которых большая трагедия.

Пьеса «Считай что ты - Бог» написана Матеем Вишнеком, румыном, эмигрировавшим во Францию в 1989.  Вишнек популярен и во Франции, и в Румынии, а у нас – это первая постановка его пьесы. Он не только драматург, но и журналист, наверное, поэтому некоторые сцены у него совсем публицистичны, но есть и совсем притчевые. Одну из таких, где является сам Христос, режиссеру пришлось исключить – никто из его актеров не решился на ответственность «быть Богом». Оно и к лучшему – без Его присутствия люди начинают ошибочно считать богами себя самих на своем рабочем  месте.

Так происходит с пограничником, который не пускает беженку, молодую мать с  грудным ребенком, на «всеобщую территорию прав человека». Он говорит на «канцелярском», она – на «лирическом». Указывая ему на снегопад, она замечает, что снегу не требуется документов, чтобы идти. Нельзя ли и ей пройти на правах снежинки?  Пока она борется с пограничником, проходит не только снег и зима, но и ее жизнь. Этот фрагмент вышел чересчур условным, в нем много пафоса, как и в некоторых других сценах. Сам режиссер заметил, что «пока в постановке мало смеха», просто не успели, спектакль готовили всего месяц. Но в дальнейшем смешного будет больше, обещает Лехтонен. Казалось бы, какой уж тут юмор, когда герои на грани выживания, но режиссер знает, чего добивается – чтобы показать человека на грани, смех необходим, так как это последнее оружие тех, у кого нет никаких прав. Поэтому, наверное, самым сильным моментом кажется история человека, неизвестно за что попавшего под стражу – в ней самые остроумные диалоги, да и актер, играющий заключенного, похожий на огромного доброго медведя, не может не вызвать улыбку, а с ней и сочувствие. Вершителями его судьбы оказываются два чистеньких полицейских, которые сначала долго и вежливо ему объясняют, что «эта страна заботится обо всех ничтожествах, в том числе и о нем, поэтому у него, как и у любого другого подонка в этой стране, есть право сделать звонок». Если у него, конечно, есть жетон. Жетон у него, подонка, есть, как и право, только телефон, к которому его приводят, висит вне пределов досягаемости, под потолком. У него не получилось позвонить, хотя он долго прыгал к телефону, разбиваясь об стенку. Страна сочувствует и предоставит ему повторно право воспользоваться этим же телефоном.

Пусть в героях угадываются все-таки зарубежные жители - и эмигранты, и оккупанты, и чиновники, но все-таки удается почти полное погружение. Отчасти этому способствует  и экстремальное место показа. Башня огромна, и внутри нее есть свои «интерьерные улицы и парки». Зрители сидят на углу белого куба с офисами, на перекрестке двух «улиц», поглядывая то налево, то направо.

Вроде как кучка прохожих остановилась посмотреть на что-то любопытное. Слияние с реальностью дополняют офисные работники, которые постепенно расходятся по домам, мелькая на дальнем плане. А ближе к концу спектакля на зрителей откуда-то из под черного высокого потолка начинает падать снег, при ближайшем рассмотрении оказывающийся кусочками пенопласта. Судя по звукам, за фальш-стеной за спиной у зрителей продолжил свои ремонтные работы гастарбайтер. Ему не терпится закончить на сегодня утомительную каторгу в башне, а этот спектакль, в котором говорят про «права снежинки», все идет и идет. У снежинок в нашем городе права не безграничны, по праздникам их разгоняют по решению административных богов. А нелегальных работников гоняют каждый день.











Рекомендованные материалы


Стенгазета
23.02.2022
Театр

Толстой: великий русский бренд

Софья Толстая в спектакле - уставшая и потерянная женщина, поглощенная тенью славы своего мужа. Они живут с Львом в одном доме, однако она скучает по мужу, будто он уже где-то далеко. Великий Толстой ни разу не появляется и на сцене - мы слышим только его голос.

Стенгазета
14.02.2022
Театр

«Петровы в гриппе»: инструкция к просмотру

Вы садитесь в машину времени и переноситесь на окраину Екатеринбурга под конец прошлого тысячелетия. Атмосфера угрюмой периферии города, когда в стране раздрай (да и в головах людей тоже), а на календаре конец 90-х годов передается и за счет вида артистов: кожаные куртки, шапки-формовки, свитера, как у Бодрова, и обстановки в квартире-библиотеке-троллейбусе, и синтового саундтрека от дуэта Stolen loops.