16.09.2009 | Арт
Драгоценные примечания«Русские американцы» в «Наших художниках»
Параллельно с завершающей свою работу в Государственной Третьяковской галерее экспозицией «Американские художники из Российской империи» (этот проект подготовлен изначально Русским музеем при участии многих авторитетных артинститутов США) в галерее «Наши художники» открылась выставка «Русские американцы». Показаны работы из частных собраний -- художников, живших в России и эмигрировавших из нее в первой половине XX столетия. Выставка в галерее «Наши художники» проводится по инициативе журнала для коллекционеров «Art+Auction Russia» при спонсорской поддержке Volkswagen Multivan.
Удивительное дело: после просмотра коллекции, собранной усилиями частных знатоков, ощущения дежавю не возникает. Масштабный показ «отечественных американцев» в Третьяковке был срежиссирован совершенно по другим правилам. Там акцент делался на тех, кто впоследствии стал флагманом мировых процессов в contemporary art, -- на признанных мэтров: Арчила Горки, Марка Ротко, Макса Вебера, Наума Габо...
В «Наших художниках» наиболее интересно показывают творчество тех, кто еще ждет достойного отображения своего творчества в анналах мировой летописи художественного процесса. Изумительные мастера: Сергей Судейкин, Павел Челищев, Евгений Берман...
В частности, Сергей Судейкин, которого американский критик Кристиан Бринтон, считал родней Гоголя, представлен своей масштабной, почти никому не известной картиной -- фантазией на тему «Весны священной» Игоря Стравинского, созданной в 1928 году для коллекции Стейнвей. Сейчас картина находится в частном собрании Москвы. Полотно можно сопоставить по силе с «Герникой» Пабло Пикассо -- мощная увертюра к стилю всего новейшего искусства. Футуристические судороги форм, расколотое зеркало супрематического мира, символистские свечения предвосхищают новое пантеистическое видение, что сегодня, например, определяет и пластическую традицию театральной сценографии и жанр «пространственной литургии», которым увлекся Олег Кулик.
Сам того не ведая, распахнул дверь в новый мир искусств и Евгений Берман. Художник учился в Париже. Был увлечен символизмом. В Америке пытался чутко внимать идеям метафизической живописи, усвоенным сквозь призму входящего в моду абстрактного экспрессионизма. Глядя сегодня на натюрморты Бермана трудно отделаться от мысли, что он оказался провозвестником российского неофициального искусства: мистической археологии композиций Плавинского и Краснопевцева.
Заданные экспозицией галереи «Наши художники» рифмы восхищают возможностью увидеть историю отечественного искусства (главу о русских американцах) недогматическим зрением. В этом великая миссия тех «драгоценных примечаний», что составляют ноу-хау галереи «Наши художники».
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.