Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

15.09.2009 | Арт

Поверх барьеров

Актуальные художники, вечные номады, совершают свое блуждание, будто небесные верблюжата

Выставка "Трансфер", прошедшая в Центре современного искуства "М'АРС", - второй из семи кураторских проектов, составляющих Гуманитарную программу в области изобразительного искусства "Одна шестая плюс", инициированную Творческим союзом художников России при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, Российской Академии художеств и Московского музея современного искусства. Как понятно из названия программы, она посвящена своего рода инспектированию искусства на территории бывшего СССР и примыкающих государств (они и есть "плюс"). Каждую выставку готовит специально приглашенный куратор. В случае "Трансфера" это семейный дуэт Евгении Кикодзе и Антонио Джеузы, искусствоведов, работающих на московской арт-сцене с максимально возможной отдачей. Это очень правильный выбор: она - грузинка, он - итальянец, оба осели в России, и им, со своей этническо-географической "вненаходимостью", по определению положено сделать проект о "художниках-путешественниках", преодолевающих государственные границы. В выставке участвуют художники из России, Молдовы и Италии, но кто-то родился в Татарстане, кто-то в Таджикистане, кто-то живет в Берлине, кто-то в Карлсруэ, а кто-то бесконечно кочует из страны в страну, так что даже непонятно, как идентифицировать их локальную принадлежность.

Собственно, о невозможности региональной идентификации в сегодняшнем глобализированном мире и рассказывает выставка.

Но, честно говоря, она ничего не рассказывает - это просто подборка очень хороших работ, ничем между собой не связанных, кроме мерцающе-призрачного местожительства авторов. Хотя, например, настоящий городской сумасшедший, молдаванин Марк Верлан, уединенно живет в парке в Кишиневе, в мастерской, в которую ведут вырубленные в земле ступеньки. Себя он называет Сыном Дождя. Он - гражданин самим собой придуманного государства, знамя которого есть на московской выставке. Но миру открыл Верлана знаменитый куратор австриец Харальд Зееман, и произведения аутсайдера давно путешествуют по всему земному шару, так что творчество отшельника является интернациональным достоянием.

Сегодня автор не принадлежит самому себе - даже если захочешь быть анахоретом, питаться акридами и жить в уединенном склепе, международная артистическая мафия тебя найдет, если ты настоящий художник.

Так что настоящие художники сами превращаются в своего рода мафиози. Другой молдаванин (правда, из Берлина), Павел Браилэ, показывает на "Трансфере" видеодокументацию своего перформанса, во время которого он обращал синие с золотым тиснением молдавские паспорта в евростандарт, нанося на обложку, совпадающую по колору с шенгенской, орнамент из звездочек ЕЭС. И народ купился на артистическую провокацию. Только неизвестно, смог ли кто-то с этим "паленым" артефактом пересечь реальную границу.

А вот есть другой вариант художнической диверсии - придумать границу там, где ее не может быть в природе. В видео "Без названия" московской группы "Синий Суп"

разграничительные линии появляются посреди моря: вода будто бы расчерчивает себя изнутри. Описать эту лучшую на выставке работу трудно - поверьте, современное искусство может дать фору любому Айвазовскому.

Хотя любимый материал для арт-деконструкции - это высокий модернизм. Инсталляция "Задняя комната" Франческо Финицио, итальянца, преподающего во Франции и получившего степень магистра искусств в Америке, посвящена русскому авангардисту Владимиру Татлину и его памятнику 3-му Интернационалу. Какая-то дурная "архитектоническая фантазия", воплощенное в полированном дереве визионерство стоит в вольере с опилками, в котором живут настоящие морские свинки. Они не умеют лазить или прыгать, так что обречены с земли смотреть на возвышающуюся утопию. "Единственное утешение, предоставляемое обитанием в подобном месте, - это хороший секс", - уверяет художник в своем сопроводительном тексте. За время выставки ни одна свинка не погибла, но и приплода пары не дали. Искусство правильное явно мешает отправлению физиологических нужд.

Должно быть, верность территориальным барьерам - тоже своего рода физиология, только навязанная сверху, в нарушение инстинктов. А неправильное

современное искусство инстинкты освобождает, барьеры преодолевая. Поэтому актуальные художники, вечные номады, совершают свое блуждание, будто небесные верблюжата.

Это и есть искомый трансфер, которому посвящена изящная и не имеющая строгих концептуальных очертаний выставка в Центре "М'АРС".



Источник: "Культура", № 31, 13 - 19 августа 2009 ,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
17.09.2019
Арт

Наивный Пушкин

Художник Владимир Трубин пишет многофигурные композиции, где Пушкин беседует с казачкой Бунтовой, покупает жареных рябчиков вместе со слугой Калашниковым и участвует в дуэли с Дантесом. Поверх изображений Трубин пишет тексты от руки, подробно рассказывающие, что происходит на картине.

Стенгазета
11.09.2019
Арт

Ночное зрение Лоры Б.

Тем, кто не знаком с картинами Белоиван, но читал её рассказы, в выставке не раз аукнутся истории Южнорусского Овчарова — но это не иллюстрации, а самодостаточные сюжеты. В очереди к врачу сидят насупившиеся кошки и собаки, обняв своих приболевших людей, летним вечером морское чудище перевозит людей с острова на остров