23.07.2009 | Арт
Исключив кураторский диктатПредставлена программа Третьей Московской биеннале современного искусства
В минувший понедельник в центре современной культуры «Гараж» прошла пресс-конференция главных имиджмейкеров третьей по счету Московской биеннале современного искусства. С прессой беседовали куратор основного проекта биеннале Жан-Юбер Мартен (Франция), комиссар биеннале Иосиф Бакштейн, приглашенный почетный гость биеннале художник Спенсер Туник и советник министра культуры РФ Наталия Уварова.
После дежурных благодарностей в адрес главного патрона биеннале -- Минкульта -- Иосиф Бакштейн представил масштаб будущего фестиваля. Он впечатляет. Помимо основного проекта, включающего работы около 80 художников со всего света, ожидается открытие 42 специальных проектов и 42 выставок в рамках параллельной программы форума.
Кроме того, состоятся персональные выставки приглашенных звезд -- Энтони Гормли (первая выставка знаменитого английского скульптора открылась в пятницу), Михаила Гробмана, Бертрана Лавье, творческой группы «Мастерская Ван Лисхаут», Владимира Сычева, Владимира Тарасова, Люка Тюйманса, Ольги Чернышевой, Спенсера Туника. Биеннале оккупирует все значимые выставочные площадки столицы, включая «Гараж» (в нем развернется основной кураторский проект господина Мартена «Против исключения»), «Винзавод», ПRОЕКТ_FАБRИКА, Московский музей современного искусства, Третьяковскую галерею, «Красный Октябрь» и другие.
За концептуальную часть главного проекта биеннале отвечал Жан-Юбер Мартен -- один из лучших в мире кураторов, сделавший многие тончайшие по форме и смыслу программы, две из которых посчастливилось увидеть вашему обозревателю. Первая -- выставка в Дюссельдорфе «Дали и магия многозначности». На ней были представлены обманки, анаморфозы, опусы-ребусы от времен древних цивилизаций до Дали и Зигмара Польке. Вторая выставка называлась «Артемпо» и проходила в старинном палаццо Фортуни в Венеции. Экспозиция напоминала устроенную в роскошном палаццо лабораторию художника-алхимика, занятого извлечением субстрата красоты из разных культурных эпох. В напичканных загадочными артефактами жилых покоях коллекционера, художника, специалиста в области текстиля, сценографа Мариано Фортуни разные предметы и объекты, от древних масок до анатомических атласов и картин абстрактного экспрессионизма, будто бы участвовали в опытах по нахождению универсальной формулы гениальности.
Сопряжение всего со всем, разрушение заданных стереотипов и догм занимает господина Мартена давно. И потому свой проект в Москве он назвал «Против исключения». И прокомментировал его так: «Хотелось бы вернуть выставки самим художникам, а не кураторам. Я собрал мастеров из разных стран мира, включая тех, кто принадлежит традиционным культурам (Африка, Австралия, Восток). Многие из тех, кто будет представлен, не вписаны в известную сеть галерей и музеев. Цель -- отойти от смены заданных тенденций и деклараций и продемонстрировать реальное богатство языка искусства».
Отрадно, что господин Мартен против панацеи измышленных актуальных стилей -- концептуализма, поп-арта, соц-арта и т.п. Он хочет увидеть способность этих стилей быть коммуникабельными, полноценными в плане реализации пластических идей. Реабилитация «визуальной мысли» -- вот что волнует господина Мартена. И это очень интересно в связи, например, с последними тенденциями Венецианской биеннале, где в лучших проектах была очевидной попытка примирить былых оппонентов: концептуализм и формализм (об этом наша газета подробно писала).
Конечно, путь алхимического смешения разных культурных экстрактов таит немало опасностей. Ведь традиционные, первобытные культуры не причастны напрямую к сфере эстетической. И ритуальные функции понравившихся предметов могут совершенно не соответствовать тем идеям, что вкладываем в них мы. Потому знания могут быть окутаны туманом «парения эдакого». Нам предложат вживаться в очищенный от частных исторических смыслов художественный образ, что пленял немецких романтиков, сформулировавших идею «история искусства как история духа».
В мартеновском неоромантическом проекте предполагается участие и десятка отечественных «духовидцев», среди которых Валерий Кошляков, Павел Пепперштейн, Хаим Сокол, Дмитрий Гутов, Иван Чуйков...
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.