Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

17.07.2009 | Кино

Козырная десятка

Рейтинг лучших фильмов первого полугодия от Юрия Гладильщикова

Грезы полугодия. Киногод вступил во вторую половину, и можно подвести субъективные итоги первой. В нашем рейтинге лучших лент января–июня десять позиций, но в него попали одиннадцать картин. Некоторые из них формально относятся к 2008-му. Но «Гран Торино», «Рестлер» и «Загадочная история Бенджамена Баттона» успели выйти во второй половине прошлого года и только в США, а «Вальс с Баширом» и «Гоморра» оставались в 2008-м фестивальными хитами, попав в прокат большинства стран, включая Россию, лишь в этом году. The New Times оценил картины, которые появились на российском экране в 2009 году

1. О чем фильм? 2. Чем он хорош? 3. Каков был резонанс?

Чтобы не было путаницы: мы рассматривали только те картины, которые с января по июнь можно было увидеть в Москве — хотя бы на фестивалях. Поэтому, например, в списке лучших пока нет «Бесславных ублюдков» Тарантино и фильма Гиллиама The Imaginarium of Doctor Parnassus. Нет в рейтинге и триумфатора «Кинотавра» — «Волчка», поскольку его видела лишь узкая сочинская профаудитория. С тем и к делу. Рейтинг публикуется в обратном порядке, от 10-го места к 1-му. Автор постарался коротко ответить на три вопроса:

10 «Первый отряд»

Япония–Россия–Канада, Ёсихару Асино

1. Типично японское фантастическое аниме на тему Великой Отечественной. Вы и не знали, что ее судьба решалась в противоборстве реального отдела СС «Аненербе» и загадочного 6-го отдела советской военной разведки, которые делали ставку на потусторонние силы. Духи убиенных пионеров-героев против полуразложившихся трупов немецких псов-рыцарей, 700 лет мечтавших о реванше на дне Чудского озера.

2. Бессмысленно, но забавно. Авторы фильма не знали, как выпутаться из придуманной ситуации. В итоге развязка слабовата, зато обещает продолжение. Оно будет востребовано: московские зрители в экстазе. Литературоцентристы уверяют, что своим успехом фильм обязан неначитанности киноманов, которые пропустили «Мифогенную любовь каст» Ануфриева & Пепперштейна и «Голую пионерку» Кононова. Но как кинозрелище «Первый отряд» безусловно не похож ни на что.

3. Приз газеты «Коммерсант» на ММКФ.  

9 «Россия 88»

Россия, Павел Бардин

1. О молодых русских фашистах. Фильм якобы снят любительской камерой одного из экстре­мистов.

2. Автор этих строк видит в «России 88» логи­чес­кие и стилистические недочеты. Сценарий однообразен: каждые десять минут — атаки скинхедов на инородцев (снятые предельно жестко и с небывалым в нашем кино матом) и вопли «Россия для русских!» и «Зиг хайль!» Проблема и с финалом: фильм старался казаться любительской съемкой, но финал — чересчур литературный и моралистичный. Но новаторство уже в том, что в фильме много документальных кад­ров: персонаж по кличке Штык берет интервью у людей в электричках и на улицах, и многие готовы повторить лозунг «Россия для русских». Кошмарно ударный момент — итоговые титры с длинным перечнем людей, погибших от рук скинхедов в одном только 2008-м.

3. «Россия 88» вызвала неприятие в высших эшелонах власти. Но это лишь усилило ажио­таж в рунете.  

8 «Мелодия для шарманки»

Украина, Кира Муратова

1. Святочные рассказы делятся на идиллические и трагические. «Мелодия для шарманки» — трагический святочный. Он сродни «Девочке со спичками» Андерсена и «Мальчику у Христа на елке» Достоевского, в которых поутру находят замерзшие трупики нищих детей. Главными героями Муратовой тоже стали маленькие брат и сес­тра, сбежавшие из интерната в заснеженном праздничном декабре.

2. Один из лучших постсоветских фильмов классика режиссуры наряду с «Тремя историями», «Второстепенными людьми» и «Настройщиком». Муратова любит сатиру. «Мелодия для шарманки» — уникальный пример сатирического святочного рассказа. Конечно, это сатира на новую хапужную реаль­ность. Но не только. Посмотрев фильм, с ужасом понимаешь, что ты сам — часть того общества, того погрязшего в комплексах взрослого мира, которому Муратова выносит печально ироничный приговор.

3. Приз за лучшую женскую роль ММКФ девочке Елене Костюк можно расценить как издевку. Ведь «Мелодия для шарманки» была фестивальным лидером — по мнению и кинокритиков, и жюри киноклубов.   

7 «Короткое замыкание»

Россия, Борис Хлебников, Иван Вырыпаев, Петр Буслов,

Алексей Герман-младший, Кирилл Серебренников

1. Пять новелл от режиссеров «Сво­бодного плавания»/«Сумасшедшей помощи», «Эйфории»/«Кислорода», «Бумеров», «Гарпастума»/«Бумажного солдата», «Изображая жертву»/«Юрьева дня».

2. Едва ли стоит именовать «Короткое замыкание» громким манифестом нового кинопоколения. Новеллы по стилю непохожие, хотя их объединяет тема страданий от влюбленности или отсутствия любви (иногда смешных). Как часто бывает с киноальманахами, новеллы кажутся необязательными, но необязательность эта легка и приятна. Новеллы, как водится, еще и неравноценны, но тут каждому свое, и автору этих строк не нравится, например, только та, которая нравится всем.

3. Вместе с тем «Короткое замыкание» все-таки демонстрирует особо раскованное мышление нашей новой режиссуры. Именно поэтому раздражает некоторых старых «старов». Когда на недавних слушаниях в Думе Михалков заявил о чудовищном уровне нашей режиссуры, тут же воспрял Говорухин, назвавший примером чудовищности именно «Короткое замыкание». Спасибо ему за рекламу.  

6 «Гран Торино» и «Рестлер»

США–Германия–Австралия и США–Франция,

Клинт Иствуд и Даррен Аронофски

1. О ветеранах, которые остаются верными себе. Ветераны корейской войны, готовые признать истинными американцами не своих сыновей и внуков-жлобов, а новоприбывших иммигрантов из Юго-Восточной Азии. И ветераны рестлинга, чья честь вынуждает их биться на ринге до смерти.

2. При всей разнице тем и несопоставимости авторитетов исполнителей главных ролей (сыгравший в собственном фильме Клинт Иствуд — голливудская элита, а приз­ванный Дарреном Аронофски Микки Рурк — голливудский маргинал) оба фильма про то, что отличает американский мужской характер. У нас любят ругать американцев, а у них есть замечательное качество: не разрешать себе ныть, тонуть, спиваться. Оба фильма — о главной ценности американского образа жизни: принципиальном, честном, совестливом индивидуализме. Оба про то, как одиночка противостоит системе, коллективному разложению. Оба про то (тут речь уже не о персонажах, а об исполнителях ролей), что даже в Голливуде, даже вопреки ставкам шоу-бизнеса на молодость и красоту надо держаться и сражаться до конца — и тогда ты опять выиграешь и останешься собой.

3. 76-е и 104-е места соответственно в списке 250 лучших фильмов всех времен на главном американском киноманском сайте www.imdb.com. «Рестлер» также победил на кинофестивале в Венеции, а Микки Рурк взял почти все мужские актерские призы рубежа 2008–2009 гг., но, к огорчению многих, уступил «Оскар» Шону Пенну за роль в «Харви Милке».  

5 «Загадочная история Бенджамена Баттона» 

США, Дэвид Финчер

1. О человеке, который родился в 1918-м немощным стариком, но стал взрослеть наоборот: от старости — к зрелости — юности — младенчеству.

2. Фильм притворяется вымыслом, фантастикой, игрой. Но при всей фантастичности «Бенджамен Баттон» — самый жизненный фильм за долгие годы. По крайней мере, из голливудских. Ни к какому другому крупномасштабному фильму последних лет не подходит до такой степени определение «философский». Он о том, что нельзя повернуть время вспять: при жизненном путешествии в любую временную сторону исход один — смерть. Но хотя выхода нет, это не должно мешать получать радость: от любви, любимых, детей, друзей, работы, жизни как таковой. А еще — лишать человека чувства ответственности перед родными и близкими. Главное достоинство фильма в том, что истины произнесены без пафоса, без надрывной морали, без излишней слезливости. Без спекуляций.

3. Тринадцать номинаций на «Оскар» (очередное повторение второго результата в истории) и всего три добытые второстепенные статуэтки. 188-е место в списке 250 лучших фильмов на www.imdb.com.

4 «Гоморра» 

Италия, Маттео Гарроне

1. Судьба людей в бедняцких кварталах, контролируемых каморрой — неаполитанской мафией. Кровь, будничные убийства, предательства за деньги, войны кланов. Даже если кто-то попытается вырваться из круга, ему вряд ли удастся: каждый обречен на то, чтобы стать преступником либо жертвой преступников.

2. Картина снята новаторски: много-много персонажей, сюжет мечется от одних к другим, долго не понимаешь, кто есть кто, зато когда внедряешься в действие, оторваться не можешь. Похоже, многофигурность становится новым артистическим трендом. Фильм, замечательный уже достоверной информацией о том, как живет современная окраинная бандитская Италия (один из его смыслов: неразрывная связь мафии и населения), возродил среди киноэкспертов надежду на ренессанс великого итальянс­кого кино.

3. Гран-при (второй по значению приз) Каннского фестиваля-2008. Пять наград Европейской киноакадемии, включая главные — за лучший фильм года и лучшую режиссуру.

3 «Пророк» 

Франция, Жак Одиар       

1. Про попавшего во французскую тюрьму арабского паренька, который, чтобы выжить, вынужден совершить убийство по заданию правящей в застенках корсиканской мафии. Убийство снято в духе современного кино, любящего шок: кровь из перерезанного бритвой горла заливает полкамеры. В итоге паренек становится важным порученцем корсиканцев — к негодованию второй тюремной силы, арабской мафии, считающей его отступником.

2. Кажется, будто смотришь обычную «тюремную драму». Но это фильм о том, как закаляется тюремная сталь. О том, что именно в тюрьмах сообразительные фартовые юноши проходят школу своей жизни. Вдруг оказывается, что арабскому пацану удается сделать то, чего не удавалось никому: объединить интересы враждовавших национально-расовых мафий. Но только в самом конце картины длиной в два с половиной часа, когда паренек выходит на свободу, скромненько шагает со встретившей его девушкой на автобусную остановку, а сзади уважительно пристраиваются три лимузина с шестерками-головорезами, и все это под издевательскую переделку главного зонга Мекки-ножа, понимаешь, что именно ты смотрел: жесткую, современную, без романтики и сантиментов версию «Крестного отца». Показывающую, как тюрьмы, призванные исправлять, формируют умных крестных отцов нового поколения. У Одиара есть более совершенный фильм «Читай по губам». Но и этот хорош.

3. Гран-при Каннского фестиваля-2009.  

2 «Вальс с Баширом» 

Израиль и еще семь стран, Ари Фольман

1. Режиссер Фольман, экс-солдат израильской армии, вошедшей в 1982-м в Ливан, где шла гражданская война, не может вспомнить происходившего. В частности, почему израильтяне, среди которых он находился, не помешали резне в лагерях палестинских беженцев Сабре и Шатиле. Обращается за помощью к сослуживцам. Но оказывается, те тоже вытеснили из памяти страшные коробящие события.

2. По жанру этот фильм-покаяние — непредставимая еще недавно (но теперь набирающая силу) документальная анимация. Почему не привычный документальный фильм? Потому что многие сюрреалистические, сверхэкспрессивные (чего стоит один кошмарный сон со злобными псами!) и плакатно-сатирические сцены можно было осуществить только с помощью рисунка. Кроме того, восстановленные воспоминания — это все равно не полная правда, отчасти фикция, сон. Анимация позволяет Фольману точнее выразить эту мысль.

3. Номинация на «Оскар», награды французской и британской киноакадемий за лучший иностранный фильм года и ряд других призов.  

1 «Белая лента» 

Германия–Австрия–Франция­–Италия, Михаэль Ханеке

1. Еще одна многофигурная (и длинная, 2.20) кинокомпозиция о загадочных зловещих событиях, которые происходят в мирной немецкой протестантской деревушке.

2. Михаэль Ханеке известен как исследователь природы насилия. Но на сей раз сделал картину и типичную для себя, и не очень: черно-белую, очень строгую, классически выверенную по форме и психологии (ни выбросить, ни вставить ни эпизода), истинно загадочную. После фильма полдня размышляешь о том, что же на самом деле творилось в деревне и кто именно что творил. Но это неважно. Зло, зародившееся в деревушке, всего лишь предчувствие и преддверие того глобального зла, которое будет править миром в XX веке. Ведь действие, что понимаешь не сразу, происходит накануне Первой мировой. А из детей пастора, принимающих активное участие в кошмаре и воспитанных в духе высокой морали и любви к Господу, вырастут те, кто будет приветствовать приход к власти Гитлера.

3. «Золотая пальмовая ветвь» Канн-2009. Недоуменная реакция во время ММКФ мос­ковских блогеров и интернет-критиков, которым подавай чего попроще, иначе «ску-у-у-учно!..» Впрочем, им продемонст­ри­ровали цифровую копию с плохим ка­чест­вом.



Источник: New Times, №27, 13.07.09,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.