10.07.2009 | Арт
Я бы лучше водочки выпил"ABSOLUT Creative Future" на "Винзаводе"
Как ни странно, одним из главных направлений рекламной деятельности российского отделения компании "Perno Ricard", владельца самых престижных марок алькогольной продукции, является пропаганда современного искусства. Но если международная выставка молодых художников, живущих во Франции, "Perno Ricard Art World" на "Винзаводе" и ретроспектива парижского фотографа Жана-Франсуа Розье в ММСИ знакомили нас с галльским искусством, что объяснимо для французской компании, то новый ее проект "ABSOLUT Creative Future" специально обращен к отечественной арт-сцене, а проходит под логотипом знаменитого шведского бренда.
С одной стороны, связь "Абсолюта" и актуальных художников - прочная и долгая. Она началась в 1985 году, когда Энди Уорхол в своей легко узнаваемой манере по собственной воле изобразил фирменную пузатую бутылку.
С тех пор в коллекции "Абсолют Арт" - почти тысяча работ и мировых звезд, и молодых, преимущественно шведских, художников. Два раза по спецзаказу фирмы подбирались даже особенные русские серии - в 1989 году, в разгар перестройки, и несколько лет назад (тогда курировать проект назначили Олега Кулика, находившегося на пике мировой славы). Но это прежде всего рекламная кампания: условием для каждого произведения является наличие "портрета" бутылки или хотя бы логотипа водки. Мне когда-то довелось побывать на выставке из коллекции "Абсолют Арта" в Стокгольме, где кругом шла голова не от водки, а от этикеток с именами, которыми гордился бы любой музей современного искусства. И вещи были остроумные, вольные, презиравшие все каноны сервильной коммерции, но все равно постепенно становилось скучно - бутылки, бутылки, бесконечно повторяющееся слово "ABSOLUT"... Невольно начинаешь ощущать себя в логове маньяка.
Так вот, московская выставка в Цехе Красного Центра современного искусства "Винзавод" - вроде бы полная противоположность. Хоть и инспирирована она новой международной рекламной кампанией "In an ABSOLUT World", этаким воссозданием иллюзорного "Абсолютного мира", придуманная исключительно для столицы "ABSOLUT Creative Future" подается как акция исключительно артистическая. Российских художников, архитекторов, дизайнеров, модельеров (а на сайте "Openspace. ru" - вообще всех желающих) пригласили к участию в конкурсе по созданию этого самого идеального "Абсолютного мира", причем (далее цитирую слоган выставки) "на стыке творчества, новых технологий и современной общественной мысли". Использование символики "Абсолюта" не приветствовалось (хоть даже не все победители конкурса удержались от того, чтобы не лизнуть руку спонсора). Зато требовалось умение работать с выставочным пространством и его преобразовывать согласно индивидуальному концепту. Требование к экспозиции организаторы формулировали как рождение ощущения "эклектичной экспрессии" (вряд ли они отталкивались от прежних демонстраций "Абсолют Арта", но поминавшуюся прежде выставку в Стокгольме я бы тогда описал как "однородное спокойствие"). Видимо, для усиления эффекта эклектики для проекта было выбрано аж шесть кураторов: бизнесмен Вадим Григорян, редактор модного журнала Игорь Шулинский, коллекционер Пьер Броше, арт-критик Елена Пантелеева, меценат Софья Троценко и исполнительный директор Музея современного искусства Василий Церетели - люди известные и уважаемые, каждый в своей области. То есть я так и предвкушал нечто максимально эффектное (средства есть), интеллектуально продвинутое (пресловутая "эклектика" звучала как провоцирующая приманка), неожиданное (список 15 участников состоял и из имен вполне известных молодых художников, и из тех, что арт-критику ничего не говорят).
Я буду краток.
Лучше бы красивую концепцию проекта оставить на бумаге, засунуть текст в бутылку из-под "Абсолюта", завинтить ее крышку и отправить сосуд в дальнее плавание в будущее в поисках "Абсолютного мира" - авось, потомки реализуют затею лучше.
Идеальный новый мир молодое поколение представляет как ряд ненавязчивых банальностей. Там не существует проблем коммуникации - аж три работы посвящены футуристической лингвистике: "Злые языки" молчат" дуэта Миш-Маш (пластиковые отвратительные языки со стразами как музейные экспонаты), "Непонятный язык" Петра Белого (неоново-металлическая инсталляция, напоминающая не столько ленты эсперантистского телеграфа, сколько ряды колючей проволоки) и "Все говорят на одном языке" Темена Протея (таинственная констелляция из ламп разной формы). Там нет границ - элегантное прозрачное пространство Анны Желудь, очерченное металлическими протоформами (но участница Венецианской биеннале этого года работала куда остроумнее). Там нет проблем со временем - лобовой ход предложил дизайнер Дмитрий Логинов, выставив циферблат, на котором есть место 25-му часу.
Отличились, пожалуй, становящиеся все более популярными краснодарские художники Андрей Блохин и Егор Кузнецов, составляющие группу "Recicle", с инсталляцией "Человек управляет ветром": в темном боксе свободно парят кусочки золотой фольги, складываясь в непроизвольные комбинации. Ну и любимец московской публики, певец мягких игрушек Ростан Тавасиев. Его череда плюшевых морковок, растущих на полке-грядке из прозрачного пластика, олицетворяет "абсолютную ясность": вот - корешки, знак прошлого, вот - вершки, надежда на будущее, ну а вот - пластик, настоящее, из которого видно и то, и другое. Это в самом деле поэтичная, глубокая и ясная работа.
Ну а все перечисленное (и неперечисленное) оказалось настолько ординарным, что хотелось на вернисаже, наоборот, "расширить" зрительское сознание, добиться его помутнения. Может, тогда бы было не так скучно. Но давали только коктейли на основе "Абсолюта". Как говорили в таких случаях "митьки" периода безудержного пьянства: "Я бы лучше водочки выпил".
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.