Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

13.05.2009 | Театр

Cтарое кино

Если бы удалось еще онеметь и оглохнуть, то и до ста лет можно дотянуть.

Есть классики, достоинства драматургии которых все понимают, но реализовать их на сцене не все решаются. Справиться с абсурдными пьесами Сэмюэля Беккета редко удается даже тем немногим, кто решился. Сколько-нибудь заметная история постановок в России есть разве что у его шедевра и манифеста «В ожидании Годо». И самой удачной из них был спектакль начала 80-х годов Алексея Левинского. С тех пор режиссер не раз ставил Беккета в разных театрах. И вот теперь с актерами театра «ОКОЛО дома Станиславского» выпустил премьеру его знаменитой радиопьесы «Про всех падающих», написанной в 1956-м, почти сразу за «Годо».

Ничего абсурдного в этом опусе родоначальника театра абсурда нет. Здесь ждут не таинственного Годо на неопознаваемой дороге, а совершенно конкретный утренний поезд на конкретном ирландском полустанке.

Поезд задерживается, но в финале точно выяснится, почему. Миссис Мэдди Руни, дама за семьдесят, спешит к поезду встретить мужа, а потом возвращается с ним домой — вот и весь сюжет. Однако путешествие по проселку туда и обратно для нее — единственный выход в свет, который давно потерял привлекательность непредсказуемого приключения и превратился в испытание общением со старательно избегаемым «чужим» миром. Одиночество — единственное, хоть и горькое, спасение для человека. Обрыв любых связей с миром — это способ защиты. Поезд, на котором приехал-таки Мистер Дэн Руни, задержался потому, что под его колеса упал маленький мальчик. Но Дэн ведет себя так, будто этого не видел. Дэн действительно слеп, и по дороге домой, пряча в кармане игрушку, оставленную мальчиком, признается жене, что ему так легче жить, а если бы удалось еще онеметь и оглохнуть, то и до ста лет можно дотянуть.

Режиссер Алексей Левинский выразил это стремление к абсолютной отдельности всех от всех замечательно простым способом. В театре «ОКОЛО» зрители смотрят как бы фильм, снятый в конце пятидесятых, но еще окончательно не смонтированный.

Актеры работают в павильоне: сидят на стульях, например, чтобы потом на экране оказаться едущими в автомобиле, за окнами которого мелькают проезжаемые пейзажи. Сами рисованные пейзажи художника Виктора Архипова проецируются независимо на большой черный экран. А натуральные кукареканья, лай собаки, скрип тормозов, хлопанье дверцы автомобиля — саундтрек сельской жизни — идет фонограммой своим чередом. Наталья Позднякова (Мэдди) и Анатолий Егоров (Дэн) играют супружескую пару на той тонкой грани органичности и иронии, что можно было бы назвать английской, если бы она не стала давно фирменным стилем актеров театра «ОКОЛО».

Впрочем, идеальный рецепт спектакля, использованный Левинским, тоже принято считать английским: взболтать, но не смешивать… 



Источник: TimeOut, 27.04.2009,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
16.10.2019
Театр

Знак тишины

Самый русский герой, Иван-дурак, отправляется за правдой в путешествие-испытание. Его нескончаемая дорога – узкая длинная игровая площадка, на обочинах которой расположились зрители. Череда эпизодов-встреч с героями русских мифов превращается в хоровод человеческих характеров. Вместо давно заштампованных сказочных образов автор показывает живых людей.

02.08.2019
Театр

Семь из двадцати двух

Чеховский фестиваль – один из самых длинных у нас, нечего и надеяться увидеть все. Так что сначала составляешь список самого желанного, а потом высчитываешь, на что попасть действительно удастся. У меня получилось семь спектаклей.