Русский музей (СПб); галерея "На Солянке"
15.05.2009 | Арт / Фотография
Настроение быть красивымВ Москве и Санкт-Петербурге знакомят с историей костюма и моды
В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Картина. Стиль. Мода». В традициях ГРМ музейные сотрудники ничтоже сумняшеся вытащили из запасников все нарядные портреты и подлинные костюмы, а также "стильные" артефакты, от времен Петра I до конца прошлого века. Возможно, все они могли бы стать неплохим материалом к иллюстрированной энциклопедии моды.
Выставка зрелищная, и ожидания тех, кто пришел в музей за впечатлениями исключительно «приятственными», не обманет.
Другое дело, что с концептуальной частью, как водится, проблемы. Где критерий выбора именно этих нарядных портретов на выставку, а не других, не менее нарядных? Вкус и мода на протяжении веков -- всегда синонимы? Какие факторы определяют смену модных веяний? Это все темы будущих экспозиций...
Именно исследовательскую, аналитическую миссию взяла на себя другая выставка на схожую тему: подготовленная сотрудницей Московского дома фотографии Анной Петровой при поддержке Master Card экспозиция «Русский костюм в фотографиях».
До 10 мая выставка открыта в галерее «На Солянке». Руководствуясь идеями Мишеля Фуко о том, что самые банальные документы цивилизации могут быть полезны в «археологии гуманитарных наук», Анна Петрова использует разнообразные фотографии «костюмных персонажей» (от характерных этнографических, сделанных во время экспедиций по областям разных российских губерний, до ставших частью имиджевого артпроекта фотографий Острецова, Мамышева-Монро, Петлюры) в своих исследованиях на тему трансформации визуального образа российского человека на протяжении ста лет.
Материал выставки не менее богат и зрелищен, чем в Русском музее. Структурирован он замысловато и интригующе. Притом убедительно.
Не успевшим на выставку «Русский костюм в фотографиях» до 10 мая совсем отчаиваться не стоит. Издательство «Слово» выпустило красивый, изысканный альбом по ее концепции и материалам.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.