Успенская звонница Кремля
25.02.2009 | Арт
Сверкающая империя негиВ Кремле открылась выставка «Сокровищница мира. Ювелирное искусство Индии в эпоху Великих Моголов""
Великими Моголами европейцы именовали правителей крупнейшей империи индийского полуострова в XVI--XVIII веках. Моголы -- потерявшие «н» монголы. К этой нации наполовину принадлежал основатель династии Бабур, род которого восходил к Чингисхану и Тимуру (Тамерлан). Завладевшие в XVII веке пространством нынешних Афганистана, Пакистана и Индии императоры (падишахи) были самыми богатыми правителями в мире. Еще бы! Природа Индии щедра. Алмазов, золота и серебра океаны. Традиции ремесла великие. Красиво жить запретить никто падишахам не мог.
В витринах выставки глазам больно от сверкания, блеска драгоценностей. И парадное оружие, и подвески, и украшения, и утварь, и даже спиночесалка из нефрита -- доказательства умения жить не скупясь, в неге и роскоши. Каждая вещица -- свидетельство феноменального мастерства индийских ювелиров. В то же время не покидает ощущение, что многие вещи видены в коллекциях других школ и стран.
Своеобразный эклектизм стиля, возможно, объясняется спецификой развития искусств в империи, богатства которой прирастали благодаря экстенсивной, завоевательной политике. В сфере культуры она во многом оказывалась юзером, пользователем уже готовых техник, традиций и методов. Вспоминается и стиль европейского Возрождения, и ювелирное искусство мусульманского мира (к которому тоже принадлежала империя могольских падишахов). И поэтому многое кажется преизбыточным, вычурным. Сверхмерным -- словно фильмы Голливуда.
Коллекция имеет уникальную судьбу. Начала она собираться с 1960-х годов на важнейших аукционах мира, по которым до сих пор странствуют драгоценности исчезнувшей империи. В начале 1980-х годов собрание попало в национальный Музей Кувейта. В 1990 году Кувейт был оккупирован Ираком. Часть коллекции была увезена в Ирак, а часть оказалась за границей. В настоящий момент после возвращения хранится в запасниках пострадавшего музея и ждет прибытия в постоянную экспозицию после окончания реставрации здания. Часть ее с успехом гастролирует по миру и собирает тысячи поклонников.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.