Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

23.01.2009 | Архитектура / Общество

Духовные части

Между копией и оригиналом ставится ещё один внушительный знак равенства

Текст: Александр Борзенко

Эта картинка хорошо знакома москвичам и гостям столицы: более полугода улицы города увешаны транспарантами, призывающими жертвовать на восстановление митрополичьей резиденции в Черкизове. Аналогичными репродукциями пестрят рекламные полосы центральных журналов. Можно полагать, что эта кампания, отмеченная логотипом страхового общества «Помощь», стала в минувшем году наиболее заметным (для стороннего наблюдателя) событием в сфере охраны памятников. Потому что происходит она под лозунгом: «Сохранить историю в Ваших силах». Между тем, известно, что дача митрополитов сгорела десять лет назад и ее «сохранение» означает примерно то же, что и сохранение давно покойного дворца Алексея Михайловича. Ведь и о нём писали: “Столичное правительство проявляет большую заботу о сохранении исторического наследия нашего города”.

Между копией и оригиналом ставится ещё один внушительный знак равенства, гражданам предлагают поддержать рублём это благородное начинание.

Напомним, что Архиерейская дача в Черкизове была деревянным домом-дворцом, выстроенным в 1886 году по проекту В.Н.Корнеева с благословения митрополита Московского Иннокентия. Располагалась на берегу реки Сосенки – традиционном месте летнего отдыха местоблюстителей московской кафедры. В 1990-е дом, выстоявший при Советской власти (здание занимал совхоз «Красный луч»), неоднократно горел. Передача аварийного здания во владение РПЦ не спасла его от пожара 1998 года, после которого остались лишь обгоревшие руины.

/wp-content/uploads/jan-DuhChasti/arh1.JPG

Впрочем, принимая во внимание мемориальную ценность здания, и в тот момент была возможна его реставрация. Фотографии, размещенные на сайте храма Ильи Пророка в Черкизове, показывают, что от дома сохранялись значительная часть сруба и декора, а также облицованный белым камнем подклет. Современная съёмка подтверждает, что на месте памятника истории ведётся строительство совершенного новодела.

Реконструкцию здания включила в число своих некоммерческих проектов компания «Юасстрой». Генеральный директор ООО “ЮАССТРОЙ” Сергей Бутусов (почему-то именующий строящийся дом исключительно Храмом) заявил в своём видеообращении: «Чем меня привлек этот проект – это, конечно же, в первую очередь история, а второе - это, конечно, духовная часть. За последнее время мы сейчас все и в области, и в России, и в районах как-то стали ближе к Богу, к духовной части, и помаленьку переходим к тому, чтобы все-таки больше созидать». Информация, размещенная на сайте компании, скудна, упоминается лишь этажность объекта и его общая площадь – 502 кв.м. Что появится в результате строительства – точная копия деревянного дворца или очередной закос «под старину» - пока не ясно.

/wp-content/uploads/jan-DuhChasti/arh2.JPG

Раскрутка кампании по воссозданию архиерейской дачи, проводимая информационным партнером проекта – русским страховым обществом «Помощь», набрала серьезные обороты. Если ознакомиться с ценами на размещение рекламы на улицах города и в журналах уровня «Forbes» и «Русский репортер», возникает ощущение, что стоимость такой раскрутки вполне может быть сопоставима со стоимостью самого строительства. (Впрочем, мы не знаем, по какому тарифу расплачивался информационный партнер с рекламными агентствами, может быть это социальная реклама, размещаемая заботами государства). А также ощущение того, что за пафосом народного единения во имя благого дела – слоган «Сохраним историю вместе» настраивает на высокий лад – скрывается обычный пиар страхового общества.

Проще говоря, либо реклама организована за счёт государства, и тогда ей пристало обходиться без логотипа коммерческой фирмы, либо стоимость организации сбора пожертвований приближается к стоимости самого воссоздания.

Однако настораживает не только характер применяемых маркетинговых технологий. «Для тех, кто любит историю и бережно ее хранит» - начинает свое обращение на сайте Ильинского храма куратор проекта владыка Александр (Агриков). В том и проблема: история не абстрактное понятие, историей был конкретный дом, который погиб, находясь под опекой Московской патриархии. Объявлять сбор народных пожертвований на исправление собственной вины не вполне корректно. Тем более, что обращение оканчивается благодарностью за вклад в возрождение памятника - чиновникам и спонсорам, включая полномочного представителя ЦАО, мэра Москвы, Президента ОАО РЖД. И рядом – просьба к согражданам: продолжать жертвовать на строительство небольшого, и изначально достаточно скромного деревянного дома…

/wp-content/uploads/jan-DuhChasti/arh3.JPG

Кстати, улицы Петербурга украшают аналогичные транспаранты. Здесь общество “Помощь” предлагает всем миром сохранять Александро-Невскую лавру - по счастью, далеко не самый пропащий памятник.

Раз уж площадкой для пиара страховых и строительных фирм становится любовь к родному пепелищу (что, конечно, нельзя не приветствовать), то стоило бы напомнить об огромном числе шедевров, действительно погибающих в русской провинции. Ниже приводим ряд вполне выразительных примеров: эти выдающиеся памятники церковной и гражданской архитектуры могут быть окончательно утрачены в самые ближайшие годы, им жизненно необходима хотя бы общая консервация. Спасение этих шедевров имеет самое непосредственное отношение к столь популярной в России и её районах “духовной части”.


Покровский погост на реке Лузе

/wp-content/uploads/jan-DuhChasti/arh4.JPG

К востоку от Великого Устюга расположен городок Лальск с рядом церквей устюжского типа, а в его окрестностях (8 км лесом) находится настоящий шедевр русской барочной архитектуры – церковь Покровского погоста. Трехглавый, трёхсветный, богато декорированный храм с колокольней построен в 1729-1751 гг. на средства купцов Пестовских. Церковь заброшена и медленно разрушается, в Лальске денег на ее восстановление нет.

Фото: av_otus

Ещё один брошенный шедевр Вятского барокко: Николаевский храм в Истобенске Оричевского района Кировской области (1768).


Владимирская церковь в селе Баловнево

/wp-content/uploads/jan-DuhChasti/arh5.JPG

Село Баловнево, находящееся недалеко от города Данкова в Липецкой области, входило в число выдающихся русских усадеб. Комплекс сложился в последней четверти XVII — начале XIX века. Строительство его начато Матвеем Васильевичем Муромским, первым тульским губернатором. Автором проекта усадебного дома считают В.В. Растрелли, а проект храма относят к творчеству В.И. Баженова. Церковь построена в классическом стиле, но имеет необычную объемно-пространственную композицию: отсутствие апсиды, трапезная, равная по ширине храмовой части, и две колокольни придают церкви сходство с постройками Западной Европы.

В 1918 г. сгорел дворец, затем его разобрали на кирпич. В 1930-х г. снято железо с кровли Владимирской церкви, в храме устроили зерносклад. По сию пору заброшены и разрушаются флигели дворца, вырубаются сад и парки. Владимирская церковь (памятник федерального значения) имеет серьёзные трещины в ротонде, возможно обрушение.

Фото: av4. В комментариях к этому посту - информация о сборе пожертвований.


Усадьба Ляличи Брянской области

/wp-content/uploads/jan-DuhChasti/arh6.JPG

Усадьба Петра Васильевича Завадовского построена на окраине села Ляличи в 1780-90-х годах по проекту Джиакомо Кваренги. Дворец с крыльями флигелей и куполом над колонным портиком принадлежал к лучшим образцам палладианства в России. А церковь с башнями на торцах римских колоннад вовсе не имеет аналогов. И дворец и храм получили изысканную внутреннюю отделку по рисункам Кваренги. В большом живописном парке были павильоны и второй “малой” дворец, спроектированный Н.А.Львовым. Ляличам повезло лишь в одном смысле - усадьба была хорошо описана и отснята в начале 20 века. После революции здесь размещалась еврейская коммуна. Дворец в конце концов наполовину разобрали. В неплохом состоянии сохранилась лишь церковь Екатерины, однако и она пребывает в разрухе.

Фото: timbrk.


Усадьба Пущино на Наре

/wp-content/uploads/jan-DuhChasti/arh7.JPG

Серпуховский район, правый берег Нары, 2 км выше города. Дворцовый ансамбль сложился здесь в конце XVIII - начале XIX века, когда владельцем Пущина стал Сергей Иванович Вяземский. Усадьбу часто посещал П.А.Вяземский - поэт и друг А.С.Пушкина. Создателем архитектурного великолепия в этой усадьбе был предположительно Н.А.Львов. Дворец в Пущине - выдающийся образец русского палладианства с его характерными чертами: греческий портик под низким фронтоном, полукруглые трехчастные окна, итальянские арки в цокольной части и т.п. Первоначально к главному дому примыкали 4 флигеля прямоугольной формы, во второй половине XIX века к ним пристроили портики с фронтонами. Два из них утрачены в начале 1990-х гг. Дворец лежит в руинах.

Фото: ammateur.

Еще три романтические дворцовые руины: “замок бриллиантового князя” Куракина - усадьба Надеждино Пензенской области, подмосковное Гребнево, сгоревшее в процессе реставрации 1991 года, и невероятная дача Фаберже в окрестностях Петербурга.


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Перевлес
 

/wp-content/uploads/jan-DuhChasti/arh8.JPG 

Храм Рождества Богородицы в селе Перевлес Старожиловского района Рязанской области это огромное, монументальное сооружение, незаурядное не только по своей величине, но и архитектурному качеству. Храм выстроен в 1824-1839 годах на средства помещика И.И. Барыкова, имя архитектора остаётся невыясненным. Храм - федеральный памятник - стоит бесхозным десятки лет. Обрушилась центральная часть свода трапезной, боковые колонны дали трещины, обрушилась крыша воскресной школы. Осыпается белый камень роскошного ордера.

Видео.


Церковь в усадьбе Репец 

/wp-content/uploads/jan-DuhChasti/arh9.JPG 

В Липецкой области, недалеко от Задонска, погибает неисследованный памятник барокко - церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Построена в 3-й четверти 18 века в усадьбе отставного капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Иосифа Ивановича Кожина. Состоит на учете как памятник федерального значения, но в паспорте не имеется даже вразумительной исторической справки и фотофиксации. Верхняя часть храма утрачена в 1942 г. По времени и по архитектурным особенностям Покровскую церковь относят к немногим проявлениям рококо в русском искусстве. Этот памятник трудно связать с творчеством кого-либо из крупнейших мастеров отечественной школы - здесь много противоречивого и чрезмерно оригинального, не имеющего аналогий в постройках Петербурга и Москвы. Время разрушает последние остатки лепного убранства этой забытой жемчужины.

Фото и текст: А.Чекмарёв.


Казанская церковь в Яропольце Чернышевых

/wp-content/uploads/jan-DuhChasti/arh10.JPG

Уникальная постройка, возведённая на средства графа З. Г. Чернышева, состоит из двух расположенных с востока на запад симметричных однокупольных объемов (церкви и трапезной). Они объединены притвором, служащим вестибюлем для каждой из частей. К торцам прямоугольного в плане здания пристроены две одинаковые по форме апсиды - одна из них является церковным алтарем, другая служит усыпальницей. Отдельно стоящая колокольня достроена в 1869-1871. Церковь закрыта в 1962 году, с тех пор разрушается. Формально передана верующим в 1990-х, однако ремонт так и не начат. Рядом находятся руины усадебного дома Чернышевых, сгоревшего в 1941 году.

Фото А.Чекмарёва


Антониев Краснохолмский монастырь

/wp-content/uploads/jan-DuhChasti/arh11.JPG

Село Слобода Тверской области. Монастырь основан в 1461 году иеромонахом Антонием. Первый храм был поставлен на пожертвования местного боярина Афанасия Нелединского-Мелецкого во имя Святителя Николая, на месте чудесного явления преподобному его иконы. В 1481 году преподобный Антоний был погребен в одном из приделов собора. К началу 20 века помимо собора в ансамбль монастыря входили ещё четыре каменных храма 16-18 вв., трапезная 16-го, а также шатровая колокольня, два жилых корпуса и ограда с башнями - все 17 века. После революции Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь был разрушен, от построек конца 17 столетия до нас дошли только руины - остатки стены с башней, Братский корпус, настоятельские кельи и надвратная Вознесенская церковь. От Никольского собора, одной из древнейших построек Тверской области, сохранились три стены, которые продолжают разрушаться.

Фото: viktorianec

Подобное зрелище представляет собой и княжеский Успенский собор в Перемышле Калужской области (середина 16 века) - в 1970-е он ещё сохранял главу, сейчас остались три стены. На расколовшемся пополам Спасском соборе в Холмогорах Архангельской области (1685) установлена аварийная кровля, но на стенах висят таблички: “Входить в собор опасно для жизни!”.


Канадейская башня

/wp-content/uploads/jan-DuhChasti/arh12.JPG

Расположена в селе Канадей Ульяновской области. По всей видимости, входила в состав укреплений Большой Засечной (или Белгородско-Симбирской) черты, построенной в 1630-е годы на юге России. Одна из стен уникальной постройки 17 века уже рухнула, высокий кирпичный шатер держится на честном слове - во всяком случае держался два года назад.

Фото и описание: Г.Уланов


Палаты начала 18 века в Соликамске

/wp-content/uploads/jan-DuhChasti/arh13.JPG

Расположены в заречной части города, ныне наполовину опустевшей. Являлись уникальным по сохранности памятником гражданской архитектуры, местами сохраняя даже первоначальную столярку. Дом давно заброшен, раскололся пополам и того гляди рухнет. Для его спасения необходимы хотя бы самые простые противоаварийные работы… По дороге в соседнее Усолье погибает ещё один подобный реликт - палаты Шустовых, древнейшие в регионе (в 1687 году стали трапезной вновь построеной Святотроицкой церкви в Ленве). Ну и само Усолье, большая часть исторического центра которого - включая старейшую часовню Спаса Убруса - лежит в руинах.


Введенский храм в селе Пёт

/wp-content/uploads/jan-DuhChasti/arh14.JPG

Cело Пёт расположено в Рязанской области, в 12 километрах от районного центра Пителино. В начале ХХ века здесь был сооружён крайне любопытный храм, напоминающий некоторые творения архитектора Щусева, однако имя автора плостройки пока не установлено. Церковь построена в ознаменование 300-летия дома Романовых по заказу купца Портнова, крупнейший в провинции храм неорусского стиля. После революции он оказался в запустении, утратил большую часть росписи и продолжает разрушаться.

Фото: 4044415 (по этой же ссылке руины великолепного неоготического конного завода в Каргашино).

В начале 20 века была выстроена и огромная церковь в Филимонках Московской области, в духе романтического историзма. Его руины долгое время находились на территории психбольницы. В 1994-м переданы церкви, но положение их остаётся прежним.


Колокольня в селе Цивозеро

/wp-content/uploads/jan-DuhChasti/arh15.JPG

Из множества гибнущих памятиков деревянной архитектуры приведём лишь один, расположенный в 10-ти км от города Красноборска Архангельской области. Здесь сохраняется уникальная по художественной выразительности историко-архитектурной значимости девятистолпная шатровая колокольня 1658 года постройки. В свое время позировала Васнецову и Билибину. С каждым годом всё более кренится на бок, грозит обрушением. Деньги, требующиеся на её реставрацию, пустяковы в сравнении с вышеперечисленными дворцами и храмами, однако и их взять пока что негде.

Фото: av4.



Источник: "Архнадзор", 10.01.2009,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»