США, 2008 г.
23.01.2009 | Кино
По стопам Майкла МураСперлок идет не только по следу бен Ладена, но и по стопам наглого популиста Майкла Мура
Вторая документалка Моргана Сперлока, смелого автора обличавшей жратву «Двойной порции», посвящена, что очевидно, разоблачению международного исламского терроризма и американской внешней политики заодно.
Как человек Сперлок кажется веселым, добрым и остроумным парнем — в кругосветную охоту он отправился как бы не за славой, а чтобы немного расчистить мир к рождению своего первенца (регулярные отчеты о состоянии беременной жены разбавляют репортажи из стран Востока).
Как режиссер-документалист — он далеко не так симпатичен: Сперлок идет не только по следу бен Ладена, но и по стопам наглого популиста Майкла Мура, а сделанный им фильм рассчитан на очень дремучего зрителя, которому не то что лень прочесть книжки Ноама Хомского, но и посмотреть на карте местонахождение Саудовской Аравии влом.
Сперлок посещает Египет, Марокко, Иорданию, Саудовскую Аравию, Палестинскую автономию, Израиль, Афган и Пакистан и везде встречается с людьми, простыми и не очень (среди опрошенных — родной брат Усамы). Все, разумеется, оказываются прекрасными, гостеприимными и отзывчивыми (кроме разве что запуганных вусмерть аравийских школьников и злобных иерусалимских ортодоксов, буквально закидавших американца шляпами), а виноваты во всем — американский капитал и лично Джордж Буш-мл. (в Америке фильм вышел еще до выборов). Все мило, но, как замечает показанный Сперлоком сотрудник гуманитарных служб, в «гуманитарной помощи американцев больше впечатляют затраты, чем результаты». Так и здесь — по гамбургскому счету, самым значительным достижением восточного турне Сперлока оказывается километраж и возможность пострелять из РПГ по афганским скалам.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.