Усадьба "Суханово"
20.10.2005 | Арт
Коловращение временАкция в усадьбе «Суханово» соединила современное искусство и классическую музыку
У современных художников еще со времен Малевича сложилась репутация отчаянных нигилистов, отринувших все святое. На самом деле нет более пафосной и метафизичной работы в искусстве XX века, чем «Черный квадрат», взыскующий космическую пустоту. И нет ничего более интригующего, чем дуэль-диалог актуальности с вечностью, на стороне которой выступают музеи с картинами в золоченых рамках, классические руины с призрачными тенями своих былых обитателей, кладбища с заброшенными надгробиями. А по другую сторону незримого барьера - авторы с хорошей академической выучкой, но обостренным ощущением нового, способные проецировать на уходящий в глубь веков континуум свое «здесь и сейчас».
К таковым авторам и относятся архитектор Валерий Риван и искусствовед Сергей Хачатуров, решившие попробовать свои силы в жанре перформанса на территории усадьбы князей Волконских «Суханово» недалеко от Москвы. Устроенный при поддержке агентства ПроСвет, музыкального фонда развития культуры «Возвращение», Елены Марценко, перформанс именовался «Круг отсчета».
Только то был не перформанс, а маленькое священнодействие, которым была охвачена вся сухановская территория - с дворцами, могилами, беседками, скульптурами. Которые были нещадно переделаны и перестроены в советскую эпоху, превратившую «Суханово» в Дом творчества архитекторов (вот уж они тут натворили и повытворяли!).
Попыткой исцеления от этих увечий и стала акция Ривана и Хачатурова, пригласивших своих гостей на «медленную погоню за временем» и попытавшихся материализовать время в том месте, где его незримое движение особенно заметно.
Приглашенные в полной темноте прошествовали по территории усадьбы, освещая свой путь скромными фонариками. Специалист по истории архитектуры Хачатуров провел импровизированную экскурсию, рассказывая про историю «Суханово», про храм Смерти -усыпальницу владельцев усадьбы князей Волконских, и храм Любви - ротонду, посвященную богине Венере, про разделяющий их мостик, будто бы перекинутый через античный Стикс. А потом в освещенной «беседке Венеры» зрители увидели метрономы, исполнявшие свой додекафонический концерт, вызывая тем самым - каждый на свой лад - дух Времени.
И вот оно появилось - в смычке знаменитого виолончелиста Бориса Андрианова, с блеском сыгравшего Баха и Шнитке. Сами тандемы классика и авангардиста, звуков филармонической музыки и шумов пролетающих самолетов, старинной ротонды и электрического света во мраке парка были иллюстрацией действия Хроноса, вероломного и предсказуемого, жестокого и меланхоличного, сиюминутного и вечного. Неуловимого и поддающегося простейшим метрономическим измерениям. Попадающего в «Круг отсчета» в виде чудом сохранившейся беседки.
Но излишний пафос кажется неуместным. Тончайшая и философическая акция в «Суханово» была все же произведением решительного современного искусства, которое просто может быть и поэтичным. Несмотря на разбитые коленки некоторых гостей, не справившихся с фонариками отечественного производства с красноречивым названием «Космос».
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.