02.12.2008 | Арт
Новый имидж РоссииВ Майами открывается выставка Russian Dreams
На днях в курортном американском городе Майами-Бич (штат Флорида) параллельно с устраиваемой там с 1 по 7 декабря грандиозной ярмаркой современного искусства «Арт-Базель-Майами-Бич» будет представлен масштабный выставочный проект Russian Dreams. Он подготовлен московским Мультимедийным комплексом актуальных искусств (Дом фотографии) при участии MasterCard, Фонда Михаила Прохорова и торгового центра ЦУМ.
Куратор проекта Ольга Свиблова в преддверии события собрала пресс-конференцию, где рассказала об идее выставки и нелегком процессе ее реализации. В центре внимания оказалось несколько тем: кризис, утопии, стереотипы.
Кризис поставил под угрозу саму затею. Но, как известно, культура в иерархии ценностей стоит на первом месте, потому выставку спасли участливые помощники MasterCard и Фонд Михаила Прохорова. Присутствовавшая на пресс-конференции соучредитель фонда Ирина Прохорова акцентировала внимание на том, что в моменты кризиса культура только крепнет (пример -- дягилевская антреприза), затем рассказала, что приоритет работы фонда -- сотрудничество с регионами, а Майами тоже вполне себе регион, только не российский. К тому же выставка -- прекрасный повод создания нового имиджа России. Так что поддержка ее фондом -- дело принципиальное.
Местом проведения выставки выбран расположенный на берегу океана Bass Museum of Art. Он находится совсем рядом с главными торгово-выставочными площадками мирового искусства на ярмарке «Арт-Базель-Майами-Бич».
По мнению Ольги Свибловой, экспозиция призвана разрушить бытующие в отношении России стереотипы. Потому героем выбрано не поддающееся тиражированию и апроприации обществом потребления царство мечты.
Благодаря художественной мысли архитектора выставки Юрия Аввакумова интерьер мечтаний будет оформлен в духе русского авангарда. Внутрь музея им встроено пространство, подобное тому, что спроектировал Константин Мельников для российского павильона Парижской выставки 1925 года.
С темой авангардных утопий и антиутопий ведут диалог многие приглашенные на выставку работы. Хаим Сокол покажет пластический парафраз платоновского «Котлована». Башню из игрушечных кубиков, в которых бездна, мастерит Ростан Тавасиев. В мультике Алексея Булдакова будут дергаться в эротическом томлении супрематические формы Эля Лисицкого. Сам Юрий Аввакумов привез черный костяной мавзолей, посвященный архитектору Щусеву, и фотографии Игарки, украшенные стразами, как звездами. (Игарка -- город, который хотел строить по идеальному плану в 1930-х годах великий русский архитектор-визионер Иван Леонидов.)
Образы, рожденные в контакте с днем сегодняшним, агрессивным и тревожным, созданы Алексеем Костромой («Оперенная агрессия») и Сергеем Шутовым («Небесные силы железного города»)... Сентиментально помечтать о личном, уютном и детском приглашают Александр Бродский (город под снегом внутри шарманки), Никита Алексеев (серия «Поэзия вещей»), Николай Полисский (инсталляция по мотивам картины Саврасова «Грачи прилетели»), Владимир Тарасов (видеовоспоминание на тему родной деревни Чушала), Леонид Тишков (визуальная поэма «Частная луна»)... Ироническую версию пятидесяти горячих русских мечт покажут Марина Белова и Леша Политов.
Понятно, что состав выставки вполне внушительный. Выбраны достойнейшие. Работы многих -- нечастый сегодня пример способности мыслить масштабно и творить монументально.
Ольга Свиблова честно призналась, что все русские мечты составили груз весом в семь тонн, перевозить который пришлось на трех самолетах.
Насколько хорошо этот груз мечтаний окажется принят в Майами, читайте в материалах с места событий.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.