Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

14.11.2008 | Фотография

Держим лучшее первых лиц

Фотовыставка Сергея Берменьева «Цой и другие...» в Манеже

Маэстро бравурной и ошеломляющей романтической живописи Карл Брюллов был еще докой в способности формулировать точные и эффектные афоризмы. Ему, в частности, принадлежат бессмертные фразы о том, что настоящее дело портретиста -- «удержать лучшее лица» и о том, что искусство начинается там, где начинается чуть-чуть. Афоризмы гения русской романтической живописи живы. Это блестяще доказывает подготовленная Московским домом фотографии при содействии культурного фонда «Национальная портретная галерея», ОАО «Мобильные телесистемы», PROLAB Production выставка фотографа Сергея Берменьева «Цой и другие...».

Сильное впечатление: экспозиция сравнима разве что со знакомством с хорошей коллекцией портретов классической эпохи. В лучших портретах (а Берменьев запечатлевает самых-самых, от первых лиц мировой политики, иерархов церкви до звезд Голливуда и рок-н-ролла) модель увидена в момент доверительного общения с миром, в тот миг, когда замшелая метафора о глазах -- зеркале души -- вдруг сверкает во всей своей первозданной красоте.

Берменьев, наверное, самый последовательный сегодня адепт романтических толкований портретного образа. Лучшие его работы (Иосиф Бродский, Елена Гоголева, Мирей Матье, Виктор Цой, Лучано Паваротти, Мэрил Стрип) -- это портреты-биографии. Они влюбляют в себя тем, что лицо портретируемого увидено во всей феноменальной сложности отраженных на нем душевных движений и эмоциональных состояний. Привычное (социальное, медийное) амплуа капитулирует перед явлением Личности.

Будто наследуя большим портретистам романтизма, Берменьев насыщает образ светоносной силой. Он действует как художник-маэстро, кисть или карандаш которого даже в монохромной оркестровке (а на выставке все портреты черно-белые) способны донести тысячи оттенков тона, оживить его светом и воздухом. Сам художник в одном из интервью прокомментировал выбранный им метод, подразумеваемый апологию пленочной фотографии: «...Черно-белая фотография -- это классика, здесь только свет и эмульсия, больше ничего. При этом пленка различает шестьдесят миллионов оттенков, а самый выдающийся цифровой аппарат -- только двести пятьдесят тысяч. Цифровое изображение является синтетическим, сублимированным. И потом, отпечаток на бумаге человеку понятнее и доступнее -- его можно взять в руки и посмотреть без всякого компьютера».

Любопытно, что в тех портретах, где гарантом шедевральности является Великая Личность, о нарочитой стилизации классического искусства все-таки не думаешь. Упоение уникальной энергией жизни отменяет все дополнительные, привнесенные смыслы. А в портретах VIP-персон, выбранных скорее по причине важности их социального статуса, непроизвольно выходит на первый план режиссерская работа фотографа, усилием собственной художнической воли и мастерства приглашающего первых лиц государств примерить романтическое амплуа, сыграть в какого-нибудь интересного человека с неординарным характером или судьбой.

И в данном случае предполагающая внешнюю романтическую типизацию внутреннего состояния тема «театр одного актера» неизбежно заставляет вспомнить о стилизации «на манер». В частности, «на манер» упомянутого выдающегося портретиста России эпохи Николая I Карла Брюллова, всегда эффектно примирявшего ко всем без исключения моделям благородные каноны романтической «интересности» и снискавшего за это любовь следующих поколений художников, специализирующихся на портретировании первых лиц.



Источник: "Время новостей", 14.11.2008 ,








Рекомендованные материалы



Дада Уильяма Кляйна

Не умея обращаться с камерой, Кляйн фотографировал все подряд, с любого ракурса и не всегда глядя в объектив. В результате крупное зерно, отсутствие кадрирования, объект, не попадающий в фокус, стали его художественным методом.


Последнее прибежище

Часть фотографической элиты, обвиняя Парра в цинизме, была против того, чтобы его приняли в агентство — он, дескать, не уважает своих моделей и у него отсутствует гражданская позиция.