12.11.2008 | Общество / Путешествия / Экономика
Всемирная фабрика в шоке-IКаждый день здесь закрывается по нескольку фабрик
Купание в чайном пруду должно успокаивать нервы, но Дэн Люган все равно переживает. «Мой знакомый инвестировал восемьсот тысяч юаней в одну фабрику, а она обанкротилась», — рассказывает он. «Интересно, — отвечаю я, — а как бы его найти и поговорить?» «Ха! — усмехается Дэн, — его теперь многие ищут, деньги то не совсем его были…»
По выходным на горячие источники неподалеку от Гуанчжоу съезжаются бизнесмены со всего юга Китая — отдохнуть от неприятностей прошедшей недели, принять винную, жасминовую и лекарственную ванны. Сам Дэн Люган из Дунгуаня, еще несколько месяцев назад считавшегося одним из символов китайского экономического чуда, огромного фабричного города, выстроенного за пятнадцать лет на пустом месте для того, чтобы удовлетворить мировой спрос на дешевые китайские товары. Теперь каждый день здесь закрывается по нескольку фабрик.
«Скажи, этот кризис вообще когда-нибудь кончится или мне лучше заняться чем-то другим?» — спрашивает Дэн и машет рукой, не дожидаясь ответа…
В дельте Жемчужной
Сегодня весь мир с надеждой смотрит в сторону Китая. Когда развитые экономики осыпаются одна за другой, Китай кажется чуть ли не единственной силой, способной это падение остановить.
На протяжении последних пятнадцати лет именно юг Китая был локомотивом экономического роста в стране: в середине 80−х здесь появились первые сельскохозяйственные кооперативы, в начале 90−х самые смелые иностранные инвесторы начали строить фабрики и заводы. Дельта реки Жемчужной (китайское название Чжуцзян) в провинции Гуандун занимает менее половины процента территории Китая, при этом на нее приходится 10% китайского ВВП, почти 19% всех прямых инвестиций в КНР и около 29% внешней торговли.
Если бы дельта Жемчужной была отдельным государством, она стала бы одиннадцатой торговой экономикой мира.
Сегодня юг Китая первым принимает на себя удар мирового финансового кризиса. Внешне изменения пока не очень заметны, но стоит копнуть чуть глубже, сразу понимаешь, насколько уязвима экономика этого региона. Кризис застал ее в момент трансформации, завершить которую теперь не удастся еще долго.
ВДНХ с китайской спецификой
На входе в первый павильон огромного выставочного комплекса в Гуанчжоу разложены информационные материалы организаторов традиционной экспортной выставки-ярмарки, крупнейшей в Китае. «В этом году мы смогли обеспечить отсутствие пробок и облегчить доступ в комплекс для гостей выставки», — говорится в передовице официального бюллетеня.
Разгадка «логистического чуда» находится быстро — все без исключения опрошенные «Экспертом» участники выставки жалуются на резкое сокращение числа иностранных посетителей по сравнению с прошлым годом.
Это заметно и на улицах города: в гостиницах есть свободные места (год назад корреспонденту «Эксперта» пришлось ночевать в номере недостроенного отеля — других просто не было). В ресторанах и барах — пустые столики.
«Такого раньше никогда не бывало», — говорит Варвара Кухно, несколько лет назад открывшая в Гуанчжоу собственное модельное агентство. Кризис начинает ощущать и она: китайские фабрики заказывают все меньше каталогов, а это основной источник дохода для модельного бизнеса. «Работать становится все сложнее, некоторые агентства уже разоряются», — жалуется собеседница.
«На выставке шутят, что в этот раз рабочих тут больше, чем гостей», — говорит представитель одной из китайских консалтинговых компаний. Другой знакомый корреспондента «Эксперта» тщетно пытался устроиться на выставку переводчиком — в этом году предложение значительно превысило спрос.
Китайские участники выставки, предлагающие все, чем сегодня богата китайская земля, — от шлифовальных станков до золотых граммофонов, тоже настроены не слишком радужно. «У нас ручное производство, большая часть работников крестьяне, сейчас они опять пашут землю», — рассказывает Хэ Гуаньцин, директор компании Honghui по производству украшений для дома из города Мэйчжоу, что на юге Гуандуна. По его словам, в прошлые годы стоимость участия в выставке легко отбивалась за счет новых заказов, а в этом году новых клиентов почти нет. «Только аренда стенда обходится в двадцать тысяч юаней», — жалуется он.
По словам представителей китайского консалтингового агентства ChinaMarket, основные проблемы возникают у компаний, производящих ширпотреб.
Когда начался кризис, предложение существенно превысило спрос, что привело к настоящей ценовой войне, а возможности для снижения себестоимости ограничены.
Организаторы выставки, впрочем, утверждают, что все идет по плану. «В следующем году выставка, как и на этот раз, пройдет в три этапа», — заявил «Эксперту» официальный представитель оргкомитета выставки Му Синьхай. В этом году выставку впервые было решено проводить не в две, а в три сессии. Организаторы рассчитывали на всплеск интереса к китайской продукции после сложных предолимпийских весны и лета, когда доступ в Китай для иностранцев был существенно ограничен. Но в итоге все пошло совсем не так, как ожидали организаторы.
По словам Му Синьхая, в этом году было отмечено увеличение покупателей из самого Китая — 8 тыс. по сравнению с 6 тыс. в прошлом году, что должно компенсировать недостаток внимания со стороны иностранцев. Однако за первые две сессии выставки ее, по официальным данным, посетило 14 тыс. человек из-за рубежа по сравнению с 19 тыс. в прошлом году. Сами участники отмечают не только уменьшение числа иностранных гостей, но и изменение их состава.
Если раньше тон в Гуанчжоу задавали европейские и американские коммерсанты, то в этом году больше потенциальных клиентов приехало с Ближнего Востока, из Индии и Пакистана.
Если мировой кризис будет и дальше развиваться такими темпами, в целесообразности своего участия в выставке могут усомниться и многие китайские компании. Компания Meiting с фабрикой в Гуанчжоу производит расчески и прочие аксессуары для парикмахерских. «В нынешних условиях мы отказались от участия в таких общих выставках и делаем упор на специализированные мероприятия, эффект намного выше», — рассказывает «Эксперту» генеральный директор компании Инь Юнмин. Другой вариант — участие в торговых интернет-системах, таких как Alibaba и Global Sources, которые сводят вместе производителей и покупателей без необходимости личного знакомства на выставке.
Продолжение следует
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»