11.11.2005 | Архитектура / Город
Трамвайное делоВ Москве сносят очередной исторический памятник
Приговорено к сносу очередное трамвайное депо - один из тех величественных краснокирпичных комплексов, что появились в Москве в начале XX века. На этот раз жертва -- депо имени Апакова, иначе - Замоскворецкий трамвайный парк. Происходящее вызывает ощущение дежа вю, ведь каждый раз история повторяется до мельчайших подробностей. Сначала ходят слухи о перебазировании очередного депо, при этом транспортники резко возражают, ведь на строительство нового депо нужны огромные средства, которые скорее всего не выделят, и парк будет попросту закрыт. Вместе с ним будут закрыты и маршруты, на защиту которых встанет общественность во главе с комитетом «Москвичи за трамвай». Историки транспорта будут в очередной раз надеяться получить здания депо под Музей городского транспорта, впрочем, заранее зная, что они этого не добьются. В итоге парк закрывается и на его месте начинается строительство очередного многофункционального офисно-жилого комплекса с подземной автостоянкой.
И все это происходит на фоне мировой моды на превращения бывших производственных зданий в самые разнообразные культурные центры, тренд «фабрики - искусству» набирает и в Москве обороты. В гаражах-мастерских «Красного Октября» обосновался культурный центр «АРТСтрелка», представляющий в своих десяти галереях современное искусство на любой вкус. В одном из цехов фабрики технических бумаг «Октябрь» успешно функционирует еще одно выставочное пространство - «Пroект_Faбrика», часть машиностроительного завода им. Орджоникидзе прошла «конверсию» - там показывает аргентинское танцевальное шоу De La Guarda.
Часть бывшей текстильной фабрики «Красная Роза» стала центром дизайна ArtPlay -- местом, где проводят самые разнообразные акции от выставок до концертов, а также точкой, где обосновалось бюро модных архитекторов и дизайнеров и рестораны. Через год еще в одной бывшей текстильной фабрике - «Даниловской мануфактуре» откроется еще одна площадка центра ArtPlay. А еще раньше бывший винзавод на Курской превратится в галерейно-ресторанное пространство, проект которого разработан архитектором Александром Бродским.
Cнос бывших трамвайных депо выглядит неразумно, ведь эти огромные краснокирпичные комплексы универсальны. С одной стороны, в них есть большие пространства, которые самым лучшим образом подходят для всякого рода выставочных проектов -- от экспозиций современного искусства до демонстрации старой техники. С другой -- они обладают множеством входов, позволяющих создать автономные секции. К тому же они всегда обладают достаточно обширной площадкой перед входом, на которой прежде маневрировали троллейбусы и трамваи, и идеально подходят для проведения open airов. Но все это не интересует городские власти, которые не слишком озабочены вопросами культурного перепрофилирования бывших промышленных помещений.
Московская мэрия отметилась лишь созданием выставочного зала «Новый Манеж» в здании первой городской электростанции, долгое время использовавшейся как гараж. От прежнего здания фактически остались одни стены, внутри же был сделан капитальный евроремонт с белыми стенами и золотыми поручнями, полностью уничтоживший следы индустриального прошлого здания.
Трамвайным паркам не повезло - они занимают большие территории, зачастую в районах, привлекательных для инвесторов. Там основная земля, говоря языком чиновников, уже «освоена» -- стоят новые жилые здания и бизнес-центры. Свободными остались лишь пространства, занимаемые депо. К тому же ГУП «Мосгортранс», в ведении которого и находятся эти парки, принадлежит московскому правительству, а соответственно, не может противостоять его решениям.
Музей уехал, экспонаты распределены
На фоне сноса трамвайных депо вот уже несколько лет бездомным остается Музей пассажирского транспорта, обладающий одной из крупнейших в мире коллекцией старых автобусов, трамваев и троллейбусов. Самое удивительное, что у музея уже была постоянная экспозиционная площадка, она была открыта 8 сентября 1999 года к столетию московского трамвая. Экспозиция музея располагалась на территории трамвайного депо имени Баумана недалеко от ВВЦ. Это, пожалуй, самое малоинтересное в архитектурном отношении трамвайное депо Москвы, в отличие от своих краснокирпичных собратьев, построенных или начавшихся строиться до революции, оно было открыто в 1932 году. Правда, музею был отпущен недолгий век - Москве понадобилось построить монорельсовую дорогу, которая, к несчастью для музея, как раз проходила в районе ВВЦ. На месте музея было решено построить депо для вагончиков этого аттракциона. Так, что экспозиция музея была закрыта, экспонаты распределены по разным депо и паркам. Теперь они доступны для обозрения лишь два раза в год - на День города и День России, когда их показывают на однодневной выставке у главного входа все того же ВВЦ.
А подходящих адресов в Москве было достаточно, и одним из самых уместных решений могло бы быть размещение музея в знаменитом Бахметьевском гараже, построенном в 1926-1927 годах и ставшем одним из самых известных памятников русского авангарда. Это одно из лучших произведений великого архитектора Константина Мельникова, в облике автобусного парка он соединил художественное и техническое начало.
Главное здание представляет собой огромное, захватывающее дух пространство, созданное при помощи ферм, разработанных Владимиром Шуховым. Казалось бы, идеальное место для размещения Музея городского транспорта. Однако комплекс Бахметьевского гаража был передан Марьино-Рощинской хасидской общине. К тому же при начале ремонтных работ были незаконно разрушены восемь шуховских ферм.
Прощай, депо замоскворецкое!
Список трамвайных депо, исчезнувших или приговоренных за последние годы, растет с устрашающей быстротой. При этом сносятся не просто здания начала XX века, а уничтожается память о великом проекте начале XX века - создании трамвайной сети. До революции было выстроено несколько депо и трамвайных подстанций, которые не только решали транспортную проблему, но и украсили собой город.
Самыми интересными в архитектурном отношении была сеть подстанций, питавших электричеством трамвайную сеть. Они были построены по проектам неизвестного архитектора и «наряжены» в разные одежды - готические, русские, ренессансные. Большинство из них сохранились до сегодняшнего дня, так на Лесной улице можно увидеть небольшой готический замок, а на проспекте Мира наткнуться на древнерусский терем.
Центральная электростанция была построена недалеко от нынешнего Дома на набережной, и ее архитектура была композиционно увязана с храмом Христа Спасителя. Архитектура депо была гораздо менее декоративна, хотя и в их оформлении использовались отдельные элементы разных стилей. Все трамвайные депо пережили советскую власть - часть осталась трамвайными депо, часть стала троллейбусными парками или предприятиями технического обслуживания.
Однако нынешнюю лавину денег крепостные стены депо выдержать не смогли. При закрытии депо, которое всегда заменяется эвфемизмом «перебазирование», официальная формулировка используется всегда одна и та же: «В целях рационального использования территории, улучшения экологического состояния и эстетического облика центральной части столицы». Вместе с депо исчезают и трамваи, так исчезли линии на улице Гиляровского и Беговой, Ленинградском проспекте и части проспекта Мира. Первым был уничтожен Уваровский трамвайный парк, ставший в советское время 5-м троллейбусным парком им. Артамонова, - он был построен в Хамовниках, на земле, выкупленной у Уваровых, откуда и получил свое название. В 2003 году было принято решение о закрытие парка и строительстве на его месте крупного «административно-жилого комплекса с подземной автостоянкой и музеем ретро-автомобилей на первом этаже». Распоряжением московского правительства предусматривалось, что под выставочные площади музея отведут десять тысяч квадратных метров. Проект комплекса был разработан одним из лучших московских архитекторов Владимиром Плоткиным. По его замыслу, новый комплекс «вырастал» из здания бывшего трамвайного парка, сохраняемая часть которого и должна была стать музеем ретро-автомобилей. Однако спустя некоторое время с застройщика было снято обременительное обязательство по сохранению части старого депо, и весной этого года оно было полностью снесено. Кстати, застройщиком нового комплекса на Малой Трубецкой выступает фирма «Интеко», принадлежащая супруге московского мэра Елене Батуриной.
Теперь принято решение о закрытии трамвайного депо имени Апакова. Как и подобает в подобных случаях, слухи ходили несколько лет. В прошлом году уже было выпущено распоряжение правительства Москвы №607-РП «Об освобождении территории по адресу: ул. Шаболовка, вл. 7-9, от производственных функций». А 7 сентября этого года на заседании Общественного градостроительного совета при мэре Москвы было принято решение о закрытии трамвайного депо имени Апакова и строительстве на его месте многофункционального жилого комплекса.
Идея размещения в Замоскворецком трамвайном парке постройки 1909 года Музея городского транспорта была отвергнута лично Юрием Лужковым. «Нужно найти место, которое было удобно для посетителей музея - недалеко от метро и рядом с общественным транспортом», - заявил он. Видимо, депо, находящееся в семи минутах ходьбы от Садового кольца, является удаленным от метро.
Само депо должно быть перенесено на южную окраину Москвы, однако никаких документов, подтверждающих это, нет. О том, как переводят закрытые парки, можно судить хотя бы по истории с уже упоминавшимся 5-м троллейбусным парком. Часть парка должна была быть выведена в еще одно бывшее трамвайное депо - Краснопресненское, принадлежащее к той же краснокирпичной серии. Пресненский трамвайный парк известен тем, что во время первой мировой войны он был превращен в военный госпиталь. Депо было закрыто в 2002 году из-за строительства Третьего транспортного кольца, тогда трамвай был снят с Беговой улицы и депо оказалось оторванным от трамвайной сети. Но в Краснопресненский парк троллейбусы так и не переехали, сейчас он стоит пустой и разрушается.
История повторяется с точностью до наоборот - сто лет назад городские власти выкупали земли для размещения трамвайных депо, теперь же они сносятся для того, чтобы на их месте вырастали безликие «многофункциональные комплексы».
Зданиям, попавшим в частную собственность, повезло больше, инициативные артменеджеры могут договориться с их владельцами и управляющими и, сделав место одновременно и модным и прибыльным, сохранить не просто старые стены, но и их ауру. А огромные величественные трамвайные депо оказались беззащитными перед городскими властями, которые уничтожают целый пласт городской культуры и истории.
Снос во Владивостоке «архитектурного» корпуса Политехнического института, который начался в декабре 2018 года, стал поводом для одной из самых громких дискуссий об архитектуре в городе. Причина для сноса – строительство межмузейного комплекса, среди участников проекта называют Третьяковскую галерею, Мариинский театр, Русский музей, а также Эрмитаж и Музей Востока.
Многие городские новости 2017 года были связаны не столько с архитектурой, сколько с политикой, общественным мнением, большими деньгами и другими аспектами, которые неизбежно усложняют обсуждение собственно архитектурных достоинств того или иного проекта. Но на фоне общего ажиотажа вокруг массовой застройки, были и более спокойные и позитивные архитектурные новости.