США
04.07.2008 | Кино
Ягодки опятьSex and the City: The Movie вышел у нас 19 июня, в день открытия Московского кинофестиваля, и составил ему конкуренцию
Sex and the City: The Movie (это the Movie всегда добавляют к названию фильма, если он снят на основе телесериала) вышел у нас 19 июня, в день открытия Московского кинофестиваля, и составил ему серьезную конкуренцию. В Америке за два уикенда «Секс» добыл почти $100 млн - и удивляться тут нечему. Женщинам, для которых героини «Секса» стали ролевыми моделями, несть числа. Даже у нас. Хотя Москва не Нью-Йорк, а Краснодар с Тамбовом - тем более, многие сверяли и правили по сериалу свою собственную жизнь. Не зря же наши телевизионщики содрали идею сериала и сделали собственный вариант «Секса», впрочем, превратив его из фильма более или менее серьезного в глупый анекдот.
Поскольку наверняка есть и те, кто слыхом не слыхивал про «Секс в большом городе», - краткая справка: сериал про четырех подруг и их непрерывный треп о мужиках и любовных проблемах (всегда за столиками нью-йоркских кафе) родился из газетных колонок Кэндес Бушнелл, которая на страницах «Нью-Йорк обсервер» рассказывала о своих любовных опытах. Со временем колонки превратились в книгу, а Бушнелл изобрела себе альтер эго - Керри Брэдшоу, которая в исполнении Сары Джессики Паркер и стала главной героиней сериала - газетной колумнисткой и писательницей, которая описывает свои любовные проблемы, а заодно обсуждает их с тремя подругами за столиками нью-йоркских кафе. Сериал моментально стал настолько модным, что эти кафе буквально дрались за право стать местом очередной встречи подруг, чтобы потом гордо указывать в рекламах: «Именно у нас снимали “Секс в большом городе”». В Америке сериал выходил с 1998-го по 2004-й г. На наши телеэкраны он попал в начале 2003-го. Сразу по завершении выхода сериала возникла идея снять на его основе полноэкранный фильм. Но продюсерам подпакостила Ким Кэттролл, исполнительница второй по значимости роли - сексуальной авантюристки Саманты. Ее не устроил гонорар. В итоге в экранной версии подружки окончательно превратились из женщин возраста бальзаковского в женщин возраста, про который говорят «ягодка опять». Таковы общие факты. Переходим к частностям.
В принципе фильм ни по темам, ни по стилю не отличается от сериала.
Всё те же подружки, всё те же проблемы, всё те же кафе. Когда подружки успевают работать, чем зарабатывают на жизнь (а зарабатывают, судя по тратам, неплохо) - непонятно. Не акцентирована в данном случае даже писательская деятельность Керри Брэдшоу. Впрочем, это не важно. Важнее другое.
У фильмов и романов «про любовь и отношения» всего два типа сюжетостроения: либо сначала всё плохо, а к финалу всё хорошо, либо сначала всё хорошо, зато потом начинаются проблемы. Они либо разрешаются (тогда мы получаем мелодраму), либо не разрешаются (тогда мы получаем мелодраму трагическую). «Большеэкранный» «Секс в большом городе» - фильм второго типа. То есть в нем поначалу всё до такой степени хорошо (Керри Брэдшоу собирается замуж за мужчину своей мечты, превратившегося в совсем уже папика, они покупают роскошные апартаменты и готовят свадьбу на 200 гостей), что и дураку понятно: скоро станет совсем плохо. Не только у Керри (ничего нового под драматургической Луной: разыгрывается ситуация гоголевской «Женитьбы»), но и у других подруг тоже. Оказывается, что одна из них упорно не исполняет супружеского долга, из-за чего муж ей однажды изменяет, и она решает от него уйти. Другая трахается с любовником по четыре раза в день, но тоже не удовлетворена. Короче, есть что обсудить за чашечкой омерзительного (это уж от меня лично) нью-йоркского кофе.
Не выдавая развязки, скажу все-таки, что фильм оборачивается в итоге Мелодрамой Мелодрамовной. Но меня, как ни странно, это не раздражает.
Потому что интересен сам по себе посыл «Секса в большом городе». Это редкий фильм на тему «мужчина и женщина». Редкость темы должна бы удивить (что, казалось бы, важнее темы «мужчина и женщина»? Ну разве что тема глобального потепления). Но не удивляет. Дело в том, что всерьез тему «мужчина и женщина» могут развивать лишь фильмы и книги с достаточно возрастными персонажами. А такие персонажи, как вы понимаете, за редким исключением - не в кассу.
«Секс в большом городе» предлагает женский взгляд на проблему, что интереснее вдвойне. И потому, что такой взгляд в кино почти отсутствует. И потому, что в итоге фильм изумительно богат на женские афоризмы, которые не то чтобы всегда удачны и смешны, но в корне отличаются от афоризмов мужских. Некоторые примеры:
«Невеста в обычном платье без лейбла??? Ужас!!!»
«Одиночка может обрести счастье и в 60. Но последний шанс сфотографироваться для Vogue - это 40. Потом фотографии уже почему-то не получаются».
«Ты с ума сошел, что собрался играть свадьбу, - брак все разрушает» (что-то не тянет на афоризм - сейчас найдем фразочки получше).
«После сильных ссор приходит хороший секс».
На отдыхе в Мексике: «Мне надо развеяться и выйти из этой мексикомы».
Вот едва ли не лучшее и истинно женское. Диалог:
- Плохие парни делают плохие вещи.
- Успокойся! Хорошие парни тоже делают плохие вещи!
«Вы правите миром, девчонки!» - ну да, тут уж не поспоришь.
Вот еще недурственное обобщение. Философское, можно сказать. Две подруги пришли в магазин купить маскарадные костюмы для новогоднего вечера: «Единственный выбор, который нам (понятно, что не только в магазине. - Ю. Г.) предоставляют: это либо ведьма, либо служанка».
Поскольку фильм снят по-сериальному бесхитростно (крупные планы, говорящие головы) и афоризмы - это его всё, то его можно воспринимать в режиме радиоспектакля - вовсе не глядя на экран, только слушая. По-настоящему хорошо придумана только одна сцена - когда сексапильная (пусть и совсем уже «ягодка») героиня Ким Кэттролл, решив устроить сюрприз любовнику в День святого Валентина, укладывается в постель голой, выложив на тело самолично приготовленные суши. А тот, гад, задерживается на работе; в итоге героиня начинает ощущать себя идиоткой, раздражается все сильнее, и, когда любовник наконец объявляется, суши летят ему в физиономию.
Рассказав про радиоспектакль и возможность не смотреть на экран одной юной поклоннице сериала «Секс в большом городе», я, однако, тут же осознал, что ни черта в этом сериале (и в вышедшем фильме) не понимаю и что женский взгляд на вещи истинно отличается от мужского.
«Как можно не смотреть на экран? - возмутилась поклонница. - А наряды?!»
А ведь и впрямь дурак я дурак, причем невнимательный. Ведь одна из главных особенностей «Секса в большом городе», окончательно сделавшего его истинно женским фильмом, - брэнды, брэнды, брэнды. Диор, Луи, как там его… тьфу, ни за что не произнесу, Маноло Бланик. А! Вот! Запомнил! Мне однажды популярно объяснили, что Керри Брэдшоу носит в фильме только туфли Маноло Бланик и что сей же Маноло сделал коллекцию туфель а-ля XVIII век для фильма Софии Копполы «Мария Антуанетта». Оказывается, я еще тоже способен чему-то научиться.
Но оставим эту приятную тему, чтобы завершить текст другой, более любопытной. Не кажется ли вам странным, что наши ушлые продюсеры, проявившие недюжинный талант к уворовыванию всего и вся (в частности, к уже упомянутому созданию ремейков американских картин без указания первоисточника), не замечают золотую жилу, лежащую на поверхности? Голливудцы постоянно делают фильмы на основе телесериалов, зная, что они никогда не провалятся в прокате. Наши - не сделали еще ни одного подобного. Предлагаю идею (настаиваю на процентах от воплощения). Снять разом «Улицы разбитых фонарей: The Movie», «Оперов. Хроники убойного отдела: The Movie», «Убойную силу: The Movie» и «Литейный, 4: The Movie». И попрет нам касса.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.