17.06.2008 | Путешествия / Экономика
Петух клюнулПатриотизм китайских потребителей превзошел все самые смелые ожидания
Майское землетрясение в провинции Сычуань стало крупнейшей катастрофой в Китае со времен Таншаньского землетрясения 1976 года и вызвало волну искреннего сочувствия по всей стране. Сегодня в Китае сложно встретить человека, который бы не пожертвовал в один из многочисленных фондов помощи – среди моих китайских знакомых в Гонконге, во всяком случае, таких нет. Жертвуют и иностранцы, правда, чуть более осторожно – моя знакомая американка С., например, хочет найти конкретную семью в Сычуани, она боится, что в фонде ее деньги разворуют или они уйдут коррумпированным чиновникам. Эта разница в подходах, не столь важная на личном уровне, на уровне корпоративном может превратиться в проблему, угрожающую развитию бизнеса в Китае.
Крупнейший китайский поисковик «Байду» находит 1 млн 670 тыс. страниц по запросу «железный петух», из них 1 млн 240 тыс. были созданы за последний месяц.
При этом на 700 тыс. страниц говорится о «международных железных петухах» – так в Китае сегодня называют транснациональные компании, которые поскупились на пожертвования для пострадавших от землетрясения районов.
Символика понятна: если обычный петух может поделиться парой перышек, то с железного и взять нечего – в Китае железными петухами называют скупцов и скряг. «Эти компании зарабатывают на нас деньги и не хотят поделиться даже малым, позор им», – пишет один из посетителей китайского форума. «Позор! Позор!» – вторят ему тысячи голосов комментаторов.
Основной список «петухов» состоит из десяти компаний, хотя в интернете можно найти и расширенные, и усеченные версии. Чаще всего в нем фигурируют Samsung, Nokia, LV, Gucci, LG, McDonald’s, Procter & Gamble, KFC, Coca-Cola – в общем, самые известные международные бренды, к тому же активно представленные в Китае. «В одном из списков присутствовал и UBS, хотя мы пожертвовали более 1 млн долларов США», – с горечью рассказывает «Эксперту Online» руководитель отдела социальной ответственности компании Дэвид Бойд-Томас.
Стоит отменить, что все «петушиные» компании также не остались в стороне от национального бедствия и пожертвовали деньги – просто, по мнению китайских интернет-пользователей, они сделали это слишком поздно или дали слишком мало. Первоначально взносы большинства крупных транснациональных компаний находились в пределах 3–5 млн юаней, однако после начала истерики в интернете почти все они предпочли увеличить размеры пожертвований. Вклад KFC возрос с 3 до 20 млн юаней, Nokia – до 10 млн, Dell – до 8 млн, но это не смогло остановить вал публикаций. Наиболее активные пользователи вышли из виртуального пространства в реальное – митинги протеста прошли около отделений McDonald’s и KFC, а несколько супермаркетов отказались от продукции Prokter & Gamble.
«Для западной компании в первую очередь важно понять, куда пойдут ее деньги, поэтому они не так быстро реагируют в подобных ситуациях», – поясняет корреспонденту «Эксперта Online» специалист отдела рисков рейтингового агентства Moody’s.
По данным китайского журнала «Наньфан чжоумо», опросившего руководителей китайских офисов многих западных компаний, им всем требуется разрешение руководства головного офиса для столь крупных пожертвований. «Я не могу в один день вылететь в Финляндию и объяснить, что нам нужно выплатить эти деньги», – цитирует журнал вице-президента китайского офиса Nokia Сяо Цзиюня.
Специалисты говорят, что скорость поступления денег не так важна – в любом случае в первый месяц будет потрачена лишь небольшая часть от всех средств, больше не влезет в «бутылочное горлышко» на месте трагедии. «Мы всегда делим помощь на две части – немедленную и отложенную, деньги будут нужны на восстановление разрушенных коммуникаций, налаживание жизни в разрушенных районах», — поясняет «Эксперту Online» генеральный директор благотворительного фонда Oxfam Hong Kong Джон Сэер, собравший более 12 млн долларов на ликвидацию последствий землетрясения. Джон приводит в пример ситуацию с азиатским цунами 2003 года – программа помощи была рассчитана на четыре года, и все собранные средства расходовались порциями. «Последний чек помощи жертвам цунами я подписал два месяца назад», – подтверждает Дэвид Бойд-Томас.
Очевидно, что столь резкая реакция на, в общем, невинные действия иностранных компаний вызвана ростом национализма в китайском обществе и чувством обиды на Запад, оставшимся со времен тибетских событий.
«Так давайте же покупать только отечественное», – такие призывы не редкость на китайских интернет-форумах. В интернете активно составляются списки «правильных» компаний – производитель напитков Wanglaoji пожертвовал 100 млн юаней, сотовый оператор China Mobile – 52 млн юаней, страховая компания Ping An – 35 млн.
Сейчас кампания уже сходит на нет, за прошлую неделю о «международных стальных петухах» в китайском интернете вспомнили лишь 44 тыс. раз, но эта история, безусловно, станет уроком для западных компаний. Патриотизм китайских потребителей, и раньше считавшийся важным фактором на китайском рынке, превзошел все самые смелые ожидания. А это значит, что его коммерциализация – дело самого ближайшего будущего.
Хакерам и шифропанкам удалось то, о чем никаким навальным и мечтать не приходится — никого не посадив и не расстреляв, выстроить прозрачную, устойчивую к воровству и коррупции систему. Систему, в которую в которую никто никого насильно не загоняет и для функционирования которой не нужно ничьей санкции.
Наиболее проработанных вариантов реформ по сути два – либеральный и дирижистский. С известной долей условности можно обозначить их, как «премьер Кудрин» и «премьер Глазьев». Оба претендента в конце 2015 года озвучили свои программные тезисы, которые имеет смысл рассматривать.