20.05.2008 | Арт
Жизнь удалась!Современное искусство превратилось из экстравагантной забавы в нормальный сегмент артрынка
Очень хотелось глубокомысленных рассуждений по поводу 12-й международной художественной ярмарки «Арт-Москва», только что прошедшей в Центральном доме художника на Крымском валу и организованной компанией «Экспо-Парк. Выставочные проекты». Но вот, право слово, нечего сказать умного, оригинального, парадоксального, гуляя по ней. И это, как ни странно, комплимент.
Потому что современное искусство, которым ярмарка торгует и которое показывает, за эти 12 лет превратилось из экстравагантной забавы в нормальный (!!! -- sic) сегмент артрынка.
Когда-то состоятельные люди покупали Айвазовского и в лучшем случае Коровина. Теперь приобретают Уорхолла, Хирста, Кулика и Виноградова с Дубосарским.
Причем приобретают так, что еще до вернисажа во время закрытого привью для коллекционеров были распроданы все самые лучшие работы. Порядок цен вызывает классовую ненависть: от 10 до полусотни тысяч долларов. О финальных итогах мы еще расскажем. Хотя они и сейчас налицо. «Продано -- знаем!»
Единственный повод поразмышлять и рассказать о ярмарке как не о коммерческом, а о культурном событии -- перепалка на пресс-конференции между членами экспертного совета (этот совет в этом году рассмотрел более 200 заявок от галерей из 20 стран мира и отобрал только 45 участников, исходя из критерия их «продвинутости»). И вот на пресс-конференции Марат Гельман, владелец галереи "М & Ю Гельман", говорит о том, что пусть все искусство продается, благо есть покупатели (хотя сам кроме работ на стенде показывает некоммерческий проект -- «Евангельскую серию» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой, современные иллюстрации к Священному писанию). А все прочие возражают: «Да нет, нужнее продвигать искусство в массы, и пусть будет большая некоммерческая программа». Она и есть -- лекции, семинары, презентации, демонстрация частной коллекции Валерия Шандалова, тот же Врубель с Тимофеевой, масса всего еще. Нет сил перечислять.
Но нет и сил понять, что же это, 12-я ярмарка «Арт-Москва», -- парад преуспевающих негоциантов от современного искусства или попытка еще раз рассказать городу и миру о важности этого искусства и его культурной значимости?
Кажется, второе. Но и негоцианты преуспели настолько, что доказывать важность современного искусство осталось только пенсионерам, которым на батон хлеба не хватает, не только что на постеры Врубеля--Тимофеевой. А они и не продаются.
Нет, «Арт-Москва» -- очень красивый и правильный проект. Он говорит о сложившемся артрынке, о новых продвинутых вкусах, об интеллектуальной «одуховленности» коллекционеров. Contemporary art торжествует.
Пока все выглядит оптимистично. А на финансовые итоги посмотрим.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.