Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

16.04.2008 | Фотография

Расфокусированное чтение

Глаз в недоумении, одновременно в восхищении от преизбыточной к нему щедрости

Открытая при поддержке фирмы «Билайн» в рамках московской «Фотобиеннале» выставка знаменитого немецкого фотографа Андреаса Гурски является одним из самых значительных событий фотофестиваля. Его снимки восхищают и перфекционизмом исполнения, и невмещаемостью в повседневный зрительный опыт. Каждый снимок подобен гигантскому живописному полотну. Сюжеты какие-то слишком обычные: физкультурные парады, офисы в небоскребе, горы с фуникулером, гонки «Формулы-1». Тем загадочнее разглядывание их. Что-то мешает принимать картинки привычной фотохроникой. Постепенно понимаешь, что именно мешает: дисперсный монтаж пространства. Единой перспективы в снимках нет. Благодаря разработанным Гурски в знаменитой Дюссельдорфской академии методам новейших цифровых технологий панно с пейзажем или этажами офисных башен монтируется из разных пространственных клапанов-ячеек.

И взгляд скользит по поверхности снимка, не проникая вглубь. Он буквально осязает поверхность вещей, форм, предметов. Глаз в недоумении, одновременно в восхищении от такой к нему преизбыточной щедрости.

Принципиальным для эстетики Гурски является снимок 2006 года с гигантской фотографией интерьера готической капеллы. Огромные витражи показаны как чистый каркас. Они не вспыхнули драгоценными цветами. Они освещены ровно, как черно-белая гравюра. И картинки в окнах смонтированы так же, как мир на фотографиях самого Гурски: ничто не развивается вглубь. Все фигуры на авансцене. Все формируется по принципу каркаса с заполнениями-ячейками. По аналогии с ювелирной техникой перегородчатой эмали.

Каждому зрителю вольно самостоятельно определять метафизическую ценность такой монтажной сборки мироздания. Кто-то увидит в ней традиции великих каталогов высокой схоластики (готика опять же), кто-то сблизит с образом поп-артовской вселенной, с каталогом вещей глобального супермаркета.



Источник: "Время новостей" № 64, 15.04.2008,








Рекомендованные материалы



Дада Уильяма Кляйна

Не умея обращаться с камерой, Кляйн фотографировал все подряд, с любого ракурса и не всегда глядя в объектив. В результате крупное зерно, отсутствие кадрирования, объект, не попадающий в фокус, стали его художественным методом.


Последнее прибежище

Часть фотографической элиты, обвиняя Парра в цинизме, была против того, чтобы его приняли в агентство — он, дескать, не уважает своих моделей и у него отсутствует гражданская позиция.