Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

29.03.2008 | Арт

В постели с…

За Кольцевой автодорогой показывают актуальное искусство

В недавно открывшейся жулебинской галерее Artmarin проходит выставка «Спальный район». Спальные районы есть во многих мегаполисах. Здесь, вдалеке от центра города, почти одни жилые дома, сюда доезжают к вечеру, чтобы тут же лечь спать. Отсюда трудно куда-либо выбраться. Правда, в "спальнях" Москвы встречаются кинотеатры и игровые центры, но чтобы встретиться с художественными новинками, интеллектуалу придется трястись в метро.

Конечно, галереи есть не только в Жулебине. В советские времена окраины Москвы были «оснащены» муниципальными выставочными залами. Они до сих пор работают в Тушине, на Каширке, в Беляеве, наверно, еще где-нибудь, только давно о них ничего не слышно. И ни в одном из этих залов не встретишь contemporary art, а ведь в конце 1980-х «Беляево» и «На Каширке» были среди передовых, там показывали самое что ни на есть актуальное -- недавно запретное -- искусство. В чем же дело? Возможно, во вкусах тех, кто распоряжается залами, и тех, кто живет с ними рядом.

Инициатива Artmarin и блеск в глазах ее хозяйки художницы Марины Звягинцевой вселяли в посетителей вернисажа надежду на успех тихой экспансии актуального искусства за пределы Третьего кольца.

Кураторский проект Александра Панова «Спальный район», конечно, не ликбез. Жулебино не гетто, его жители, хотевшие встречи с современным искусством, могли съездить в центр и познакомиться с ним раньше. Это не просто выставка на выселках, но и размышление о том, что такое спальный район.

Идея метафизики места, порождающего странные сны, прочитывается в логике построения экспозиционного пространства. Здесь много кроватей, и это не только артобъекты, но и элементы дизайна. По всей галерее расставлены удобные места для лежания, помогающие осмотру. Потому что большинство произведений проекта представлено... на потолке. И созерцать их удобно лежа. Впрочем, и на то, что оказывается искусством, прилечь не возбраняется.

Так что же приснилось бы московским художникам, заночуй они в Жулебине? Валерий Айзенберг, словно ювелир с лупой, рассматривал «Изумрудные драгоценности» (видео). Владиславу Ефимову привиделся какой-то сюр: на фотографиях маленькие скульптурки превратились в херувимов, стреляющих фейерверками. Диана Мачулина запечатлела (живопись) пустынный ночной город, где все светофоры дают зеленый свет. Алексей Каллима нашел себя в каком-то мрачном заброшенном зале с переломанной мебелью (графика). Дальше все чудесатее, инсталляции все замысловатее. Дмитрий Каварга привесил спальный район к потолку: его «Токсикоз антропцентризма» -- маленькие человечки, заблудившиеся в урбанистических закоулках. А город Дарьи Суровцевой из полиэфирного стекла вертится с такой скоростью, что напоминает сложную формулу («Иллюзия №...»).

Все остальное -- инсталляции на тему кроватей. Марина Звягинцева предлагает полежать «на улице» рядом с фонарем, но под висящим огромным куском бетона («Спальный район»). Катя Кандыба и Игорь Демиденко зовут принять расслабляющие процедуры на койке из родильного отделения («Русское СПА»), но если в это время заснуть, то мошки, которые застряли на лампе, предстанут гигантскими насекомыми, что ползают на колонне по соседству («Жуки» Николай Полисский с никола-ленивецкой командой). А программа Escape в новом составе (Валерий Айзенберг, Викентий Нилин, Константин Аджер) вообще закинула свое спальное место на потолок («Спящий матрас»). Они не просто поставили все с ног на голову, но и дали свой ответ на прекрасную работу знаменитой швейцарки Пипилотти Рист, которая на 51-й Венецианской биеннале укладывала зрителей на матрасы в церкви Сан-Сте для просмотра видео Homo sapiens sapiens. Сюжет Рист опровергает заявление организаторов о том, что до них никто не пользовался «лежачим» трюком. Но не умаляет его оригинальности. Тем более что

лежбища привносят в посещение выставки интригу: кто знает, с кем окажешься в постели, разглядывая объекты, развешанные на потолке.

Вопрос о жизнеспособности таких выставочных пространств будет решаться долго. Единственное, что не вписалось в цельную программу выставки, это работа граффитистов (Сергей Пономарев, Антон Горяинов, Иван Горячев), которую они прямо во время вернисажа малевали на балконе. Но, может быть, именно граффитисты помогут галерее Artmarin, которая располагается в офисном центре на 11-м этаже, заманить к себе местных жителей. Хозяйка галереи недавно провела акцию «Первый шаг» -- расписала стены приемного отделения в Люберецком роддоме. Может, объединив силы, раскрасить унылые стены многоэтажек в Жулебине яркими красками? Тогда об Artmarin узнают все, и она не будет витать в облаках, как все наше актуальное искусство.



Источник: "Время новостей" № 52, 28.03.2008,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.11.2021
Арт

Вечные 90-е

Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».

Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.